Страшнее, чем ожидалось

О канадской деревне Литтон знает сегодня весь мир. Это та самая деревня на Юго-Западе Канады, которая в конце июня за считанные минуты погибла от сильнейшего лесного пожара, возникшего на фоне немыслимой для тех мест жары – 49,6 градусов Цельсия! Жара не пощадила и северо-западные регионы США. В Портленде (штат Орегон) 29 июня температура достигла ошеломляющей отметки в 47 градусов, в Сиэтле – 42 градуса. Аномально высокие температуры привели к резкому росту числа внезапных смертей и вызовов неотложной медицинской помощи. Ситуация оказалась совсем не типичной для этих штатов, где далеко не все жители имеют в своих домах кондиционеры. Специалисты не исключают, что официальная статистика смертей от жары на данный момент может оказаться заниженной. Полная степень воздействия аномальных температур на здоровье людей будет неясной еще в течение нескольких месяцев.

Учитывая крайнюю неординарность данного природного явления, оно почти сразу же стало предметом осмысления со стороны западных климатологов. Как сообщает ScienceNews, буквально спустя неделю после этих событий группа из 27 ученых приступила к тщательному изучению произошедшего. Речь идет о международной команде исследователей из США, Канады, Великобритании, Нидерландов, Франции, Германии и Швейцарии, которые попытались выяснить, какова вероятность повторения подобных волн аномального тепла.

Как сказано в публикации, команда установила, что теперь такая вероятность для западных регионов США и Канады выросла как минимум в 150 раз! К концу столетия, по мнению исследователей, волны смертельной жары будут накатывать каждые пять-десять лет. Виной всему, конечно же, антропогенное воздействие на климат планеты (в этом исследователи совершенно единодушны)

Больше всего ученых взволновало то обстоятельство, что данное экстремальное событие (с достигнутыми температурными показателями) в теории считалось невероятным. Даже при самом пессимистичном сценарии температуры «не могли» достигнуть упомянутых значений. Иначе говоря, существующие климатические модели не предусматривали такого ужасного развития событий. Да, усиление жары предполагалось, но НЕ НАСТОЛЬКО и не так стремительно. Весь ужас состоит в том, что наблюдаемые температурные максимумы серьезно вышли за рамки установленных ранее рекордов, превысив их в среднем на ПЯТЬ градусов! Если взглянуть на климатические карты, предоставленные NASA, то явная, очевидная аномалия сразу же бросится в глаза. В некоторых местах температурные данные на 29 июня (на высоте два метра) превысили средние показатели периода 2014-2020 годов на целых 20 градусов!

Столь резкий скачок можно назвать чудовищным, особенно если учесть, что наши представления о глобальных процессах не допускают столь быстрых изменений. Причем, произошло это на месяц раньше, когда аномальных событий такого рода ожидать не принято.

Получается, что природа еще раз удивила ученых, а точнее, поставила их в тупик. Как мы знаем, в научном сообществе уже давно достигнут консенсус в отношении глобального потепления. Казалось бы, сторонников этой теории куда справедливее обвинить в паникерстве, чем в беспечности. Нам теперь постоянно внушают мысли о неизбежности всевозможных катаклизмов, включая и аномальную жару. Однако то, что произошло в конце июня в западных регионах США и Канады, не могли предсказать даже самые откровенные климатические алармисты. И теперь им приходится анализировать свои просчеты задним числом.

Отметим, что в существующих на данный момент климатических моделях такое событие должно было происходить примерно один раз в тысячу лет. Но теперь такой уверенности больше нет. Модели придется пересматривать и корректировать. Ясно одно, считают исследователи: аномальные волны тепла прямо связаны с ростом глобальной температуры. Как мы знаем, к настоящему времени средняя глобальная температура повысилась на 1,2 градуса в сравнении с доиндустриальной эпохой. Согласно расчетам, этот рост приводит к повышению средних температурных максимумов примерно на два градуса. Если рост глобальной температуры дойдет до двух градусов, то средние температурные максимумы увеличатся ее на 1,3 градуса.

Впрочем, в свете произошедших событий ученые уже не уверены в объективности выводимых ими цифр. Теперь больше всего их пугает несовершенство используемых моделей. Они вполне допускают, что моделирование климата может не совсем точно отражать реальные последствия климатических изменений. По мнению некоторых исследователей, температурные показатели волн жары не всегда имеют линейную зависимость от повышения глобальной температуры.

Говоря по-простому, мы уже не в состоянии предсказать, какая жара обрушится на тот или иной регион. Скажем, если в Портленде зафиксировали температурный рекорд на уровне 47 градусов Цельсия, то нельзя с уверенностью сказать, исходя из общих показателей, с какими значениями этот рекорд будет превышен в ближайшей перспективе. По привычке, опираясь на график роста глобальной температуры, мы можем «накинуть» еще градус-полтора. Но теперь мы понимаем, что реальные температурные скачки для отдельных территорий планеты способны вырваться за эти рамки. А значит, жару в 50 градусов и выше для того же Портленда уже нельзя назвать «невероятной». Теперь ученые начинают допускать и такое «невероятное» событие.

Мало того, некоторые исследователи высказывают мысль о том, что климатическая система Земли вступила в новое состояние, при котором различные факторы (например, сухость почв, изменение циркуляции воздушных потоков) значительно усугубляют жару и потому делают ее менее предсказуемой. То есть установленные ранее линейные зависимости в новой системе уже не играют прежней роли. Многие ученые прямо отмечают неспособность сегодняшних климатических моделей выявить то, что происходит в природе на самом деле. Упомянутая команда исследователей намерена прояснить этот вопрос в течение нескольких следующих месяцев.

Таким образом, аномальная жара стала не только страшным стихийным бедствием. Ее главное значение в том, что она поставила перед учеными серьезные вопросы, ответа на которые пока у них нет. Образно говоря, экстремальное событие обнажило перед исследователями степень их непонимания зависимости погодных явлений от климата. Как откровенно признался один из них: сейчас мы менее уверены в том, как климат влияет на волны тепла, чем было еще две недели назад.

Как видим, природа всё еще скрывает от человека самые важные тайны.

Николай Нестеров