Стокам в Байкал ставится барьер

Приказ Минприроды РФ № 83 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал» (зарегистрирован Минюстом РФ 23 апреля 2020 г.) стал одним из результатов многолетней исследовательской и экспертной деятельности Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал, созданного еще в 2002 году и подготовившего обоснования для ряда решений государственного уровня по охране объекта природного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время этот междисциплинарный орган, включающий свыше 30 ведущих экспертов, возглавляет председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Николаевич Пармон.

Согласно его оценке, в 2019-м — начале 2020 года особую роль в решении наболевшей проблемы антропогенных стоков в Байкал сыграла активная работа Межведомственной рабочей группы по взаимодействию Научного совета с органами власти Республики Бурятия, Иркутской области и Минприроды России для решения вопроса о создании комплексной системы реально работающих водоочистных сооружений, предусмотренной Федеральной программой «Сохранение озера Байкал». Этот формат позволил найти эффективные решения по вопросам водоочистки, сбалансировавшие обоснования и выкладки ученых с интересами различных регионов, федеральных органов исполнительной власти, бизнеса, общественности и населения. 

Приказ Минприроды учитывает основные предложения Межведомственной рабочей группы и Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал. В частности, установлены предложенные учеными количественные показатели допустимого содержания вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых централизованными и локальными системами водоотведения в пределах центральной и буферной экологических зон Байкальской природной территории. По мнению ученого секретаря Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал доктора экономических наук Ирины Ильиничны Орловой, установленные нормативы — с одной стороны, одни из строжайших в мире, с другой — вполне реализуемы в рамках лучших российских технологий. Они позволяют в обозримом будущем легитимно проектировать и строить вблизи байкальских берегов новейшие очистные сооружения. 

В проработке экологических нормативов принимали участие представители международного научного сообщества: в их числе рекомендованные правительством Японии профессора Рюсеи Ито и Хироясу Сато, а также профессора Пейдж Новак и Роуз Линг из Университета Миннесоты (США). Зарубежные и российские ученые обосновали, в частности, обязательность включения в состав показателей для очистных сооружений бытовых стоков веществ-реагентов, участвующих в технологическом процессе очистки: сульфатов, хлоридов, алюминия и железа.

В целом новая концепция нормативов базируется на том, что сливать антропогенные стоки в Байкал в обозримой перспективе станет вообще невозможно. Этому способствует несколько ограничений, заложенных в утвержденный приказ. В частности, концентрация примесей в допустимых сбросах приравнена к составу не прибрежных или придонных вод, а пелагиали — неизменной коренной толщи байкальской воды.

Документ Минприроды предусматривает соответствие мощности строящихся и реконструируемых очистных сооружений пиковым сезонным нагрузкам, связанным с притоком туристов и отдыхающих, а также дифференциацию систем водоотведения и водоочистки по экологическим зонам и величине населенных пунктов.

Утверждение приказа № 83 Минприроды РФ по нормативам предельно допустимых воздействий на воды главного озера России прокомментировал директор Иркутского филиала СО РАН и заместитель председателя Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал академик Игорь Вячеславович Бычков: «Это наш общий большой успех — успех плодотворного взаимодействия науки с регионами, министерствами и ведомствами, промышленностью и обществом по очень сложному вопросу, требующему, с одной стороны, учета необходимости социально-экономического развития территорий вокруг Байкала, с другой — сохранения его экосистемы. Сибирское отделение РАН выступило главным связующим звеном и интегратором интересов различных субъектов природопользования, которые удалось сбалансировать между собой и согласовать с федеральным центром».

«Теперь необходимо внести соответствующие изменения в федеральный закон “Об охране озера Байкал”, первоначально принятый еще в 1999 году, — считает И. В. Бычков. — Прежде всего, на законодательном, а не только ведомственном уровне следует легитимизировать требование полного запрета сбросов сточных вод непосредственно в озеро Байкал». 

«Существенное сокращение антропогенного воздействия на уникальную экосистему озера Байкал, помимо принятия тех или иных нормативных документов, — подчеркнул ученый, — нереализуемо без научного сопровождения решения вопросов улучшения экологического состояния Байкала. Приоритетными должны стать тематики исследований по формированию систем канализования и очистки антропогенных стоков на основе наилучших мировых технологий и комплексного подхода, учитывающего, в разных масштабах, природно-климатические, социально-экономические особенности и перспективы развития».

«Утверждение приказа Минприроды видится прорывным событием в сложнейшем процессе взаимодействия академической науки и власти, — резюмировал председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон. — Восстанавливается традиция конструктивного реагирования федерального центра на предложения ученых, сбалансированные по осям социально-экономического роста и экологической безопасности, как это было во времена отказа от переброски сибирских рек в Среднюю Азию и переноса маршрутов новых трубопроводов в Восточной Сибири. И сегодня снова открылось окно для организации научного сопровождения природоохранных программ и проектов в масштабах не только Сибирского макрорегиона, но и всей России».