Слияние или поглощение?

«Разберём на атомы» — научно-популярное ток-шоу, которое впервые прошло в Новосибирске в марте 2015 года. Идея проста и, в то же время, неординарна: трое ученых, представляющих различные отрасли знаний, «разбирают на атомы» общую тему. Чем необычнее сочетание наук, а тема, хотя бы на первый взгляд, проще, тем интереснее проходит встреча, считают сами организаторы.

В этот раз экономист Светлана Петухова, химик Александр Макаров и биолог Даниил Гладких говорили о слияниях и поглощениях. И выяснилось, что, хоть эти процессы присутствуют во всех трех науках, роль они там играют довольно разную. Но, обо всем по порядку.

Экономика: разницы почти нет

Профессор MBA НГУЭУ Светлана Петухова начала свое выступление с того, что подчеркнула: в случае с экономикой, речь идет о почти равнозначных процессах. И то, и другое является формами развития, поскольку речь идет о создании новых предприятий, организаций и других структур. Правда, на практике, поглощения происходят чаще слияний, отсюда, кстати, и пошло выражение «акула бизнеса». Так называли фирмы, активно занимавшиеся поглощением своих конкурентов и не только. Одна из самых активных «акул» современности – всем известный Google Inc. За последние годы корпорация поглотила более 100 других компаний, при этом она часто использует тактику т.н. «агрессивного поглощения», основанную на скупке акций объекта, что, обычно, не оставляет ему выбора. В результате, по оценкам экспертов сегодня Google – один из самых дорогих в мире брендов.

Но, как подчеркнула докладчик, очень часто слияния и даже поглощения приносят выгоду обеим сторонам процесса, поскольку получившиеся в результате новые структуры обладают большими возможностями и устойчивостью. Есть бизнес-структуры, для которых такие процессы – в числе основ стратегии развития. В качестве примера, она привела новосибирскую группу компаний F1, чьи представители заявляют о потенциальной готовности купить любой бизнес (впрочем, как и продать).

Случается и так, что в результате поглощения «съеденная фирма» даже увеличивает свои обороты или получает недоступные ранее ресурсы для модернизации производства (только теперь уже в качестве подразделения другой организации). Особенно в случае т.н. «родового поглощения», когда крупный производитель присоединяет к себе кого-то из своих подрядчиков. Но часто бывает и обратное, когда руководство фирмы воспринимает потерю самостоятельности крайне болезненно. Кстати, как считаю экономисты, «золотые парашюты» топ-менеджеров в коммерческих структурах – одна из форм страховки на случай недружественного поглощения.

Светлана Петухова рассказала и о тех процессах, которые происходят в этой сфере в настоящее время. Наиболее актуально для новосибирцев – слияние интернет-брендов «Дом.ру» и «Электронный город». Точнее говоря, поглощение пермской компанией «ЭР-Телеком Холдинг» новосибирского «Новотелекома». Эта сделка получила одобрение ФАС, но сам процесс объединения займет не менее года. И в это время, по словам эксперта, вполне возможны сбои в качестве работы «Электронного города», вызванные организационными пертурбациями.

Как смешать несмешиваемое

Полтора часа пролетели быстро, уважаемые эксперты отвечали на вопросы, зрители в полной мере приобщались к научному взгляду на мир, при этом зале царила довольно непринужденная атмосфера Если в экономике достаточно широко представлены оба процесса, то в химии, главным образом, говорят о слиянии. Именно оно лежит в основе многих химических реакций. Как отметил следующий докладчик - ведущий научный сотрудник Новосибирского института органической химии им. Н. Н. Ворожцова СО РАН Александр Макаров, обычно подобное смешивается с подобным. И пояснил на примере масла и воды: они не смешиваются, потому что молекулы масла не в состоянии создавать устойчивые водородные связи.

И даже когда мы говорим о соединении противоположностей, например, ионов разных знаков, то и тут есть место подобию. Ионы бывают жесткими и мягкими, в зависимости от легкости поляризации. И наиболее прочно связываются жесткие катионы с жесткими анионами, а мягкие – с мягкими. Химики это не только знают, но и используют. Например, ядовитые тяжелые металлы образуют мягкие ионы, ядовитый сероводород тоже. Но связываясь, они дают инертные, безвредные сульфиды.

Но что же делать, когда надо смешать несмешиваемое? Для решения этой задачи применяют вещества с двойной структурой молекул. Одной из наиболее известных на бытовом уровне эмульсий является мыло. У молекул вещества, из которого его производят одна сторона (заряженная) хорошо связывается с водой, а вторая (незаряженная) с жирами. Собственно, за счет моющие жидкости и смывают нерастворимые в воде загрязнения.

Впрочем, рынком моющих средств использование этого свойства не ограничивается. Работающие по тому же принципу внутри нашего организма желчные кислоты превращают жир в эмульсию, без чего невозможно его усвоение. А на микроуровне такая структура характерна для молекул фосфолипидов, которые формируют клеточные мембраны. Они же, к слову, используются и в химической промышленности – в качестве пищевых эмульгаторов для получения масляно-водяных эмульсий.

Вниз по уровням поглощения

В ходе своего увлекательного рассказа, молодой ученый предложил избавиться от некоторых шаблонов Если в химии господствует слияние, то в биологии, наоборот, поглощение. Так, по крайней мере, утверждал следующий докладчик - научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Даниил Гладких.

На поглощении солнечной энергии (с последующим превращением и использованием) основан один из основных для жизни на Земле процессов – фотосинтез. Далее, в ходе своего увлекательного рассказа, молодой ученый предложил избавиться от некоторых шаблонов, начав с привычного обывателю утверждения «леса – легкие планеты».

– Я не призываю к вырубке лесов, - подчеркнул он. – Они играют важную роль, но на самом деле, главные легкие планеты вовсе не они. На самом деле, лес обычно потребляет кислорода почти столько же, сколько отдает. А настоящая «фабрика кислорода» - это океанический планктон, который продуцирует его в тысячу раз активнее, чем лес.

Далее Даниил предложил рассмотреть, как протекает жизнь в океане, по мере погружения на глубину. На поверхности она бурлит, но и в океанских глубинах тоже происходят очень интересные процессы, многие из которых нам, обитателям поверхности могут показаться крайне необычными.

В качестве примера он привел рыб-удильщиков, у которых размножение тесно связано с поглощением. Перед тем как спариться самец (по размерам значительно уступающий самке) присасывается сбоку к ее телу. Причем, если он будет неосторожен, то самка, в силу плохого зрения, может принять его за добычу и просто съесть. Но самое необычное начинается дальше. Из-за особенностей строения челюстей, отцепиться от самки самец уже не может. И постепенно… начинает растворяться в ее организме. Таким образом, его поглощение становится неизбежным – удалось ему подкрасться к самке или нет.

– На этом примере хорошо видно, насколько жизнь глубоководных организмов может отличаться от привычных нам моделей, - отметил Даниил Гладких. – И ее исследование приносит нам абсолютно неожиданные результаты.

Однако, как отметил рассказчик, до сих пор исследованию океана (благодаря которому, собственно, и существует жизнь на планете) уделяется намного меньше внимания, чем тем же космическим программам. И в результате, порой мы знаем о происходящем за миллионы километров от нас намного больше, чем о том, что творится у нас под ногами, на глубине в несколько километров.

Полтора часа пролетели быстро, уважаемые эксперты отвечали на вопросы, зрители в полной мере приобщались к научному взгляду на мир, при этом зале царила довольно непринужденная атмосфера. Все это позволяет отнести «Разберем на атомы» к числу удачных научно-популярных проектов, таких как сайенс-кафе «Эврика» и EUREKA!FEST.

Наталья Тимакова