Садоводство в эпоху глобального потепления

Озабоченность жителей развитых стран климатическими изменениями способна вызвать у сибиряка ироничную ухмылку. Мол, нам бы ваши проблемы. И, тем не менее, в Северной Америке и в Европе люди не на шутку встревожены глобальным потеплением, поскольку ощущают это на себе не самым лучшим образом. Так, в начале июля пришло сообщение, что небывалая жара достигла уже Скандинавии и Финляндии. Даже в суровой Лапландии столбик термометра поднимался до тридцати градусов Цельсия! В Санкт-Петербурге в этих же числах был побит предыдущий июньский рекорд. В общем, повод для тревоги как будто имеется.

В свете сказанного совсем не удивительно, что на иностранных Интернет-ресурсах, посвященных садоводству и огородничеству, в последние годы всё чаще и чаще стали звучать напоминания садоводам-любителям о необходимости снижения «углеродного следа». Иногда это выглядит очень забавно. Скажем, занимаясь переработкой овощей или заготовкой компоста, ты должен всё делать так, чтобы максимально снизить попадание углекислого газа в атмосферу. И всегда о том помнить! Некоторые виды работ рекомендуются как раз потому, что они снижают углеродную эмиссию.

Тем не менее, некоторые рекомендации дают очень позитивные ориентиры для садоводов даже вне климатического контекста, поскольку именно таким путем искореняются некоторые порочные, экологически опасные практики. По большому счету, борьба за снижение углеродных выбросов в садоводстве идет рука об руку с пропагандой органического земледелия. Связь здесь простая: органическое земледелие, благотворно влияющее на жизнь экосистем, напрямую содействует связыванию углерода (в отличие от упомянутых порочных практик).

Недавно мне попалась одна показательная публикация на эту тему, где излагались принципы «восстановительного» садоводства, которое становится особо востребованным именно в рамках борьбы с глобальным потеплением. Первостепенное значение здесь имеют методики формирования здоровых плодородных почв, поскольку любая здоровая почва выступает очень важным хранилищем углерода. По этой причине восстановление плодородия и снижение углеродной эмиссии идут рука об руку.

Эти прописные истины обычно не учитываются многими садоводами и огородниками, привыкшими перелопачивать почву и вычищать грядки от любой органики. Некоторые особо «аккуратные» труженики чуть ли не до блеска «вылизывают» свой участок, не осознавая, какой вред они наносят почвам, а в целом – экологии планеты. В наши дни - учитывая глобальный климатический контекст - подобное усердие можно смело трактовать как проявление экологической несознательности.

В здоровой почве, указывает автор упомянутой статьи, растения получают почти 90% питательных веществ за счет углеродного обмена с почвенными организмами. Чтобы такой обмен состоялся, необходимо серьезно нарастить слой перегноя. Дело в том, что перегной содержит гумус, который как раз способствует связыванию углерода в процессе взаимодействия с растущими растениями. Следовательно, усилия «сознательного» садовода должны быть направлены на то, чтобы почва содержала приличное количество гумуса. Так мы повысим плодородие почвы и тем самым посодействуем снижению выбросов углекислого газа.

Для решения указанной задачи садоводам рекомендовано следовать нескольким правилам, принципиально важным для органического земледелия. 

Первое, исходное правило: минимизация перекопки и обработки почвы. Перекопка и вспашка, отмечается в статье, отрицательно воздействуют на почвенную микрофлору и содействуют окислительным процессам. В итоге как раз происходит выделение углекислого газа и закиси азота. Чтобы не наносить вреда почвенным организмам, следует ограничить обработку почвы и даже вовсе отказаться от такой практики. Садовод, в принципе, может ограничиться рыхлением верхнего слоя на несколько сантиметров с помощью вил – без переворачивания пластов. Гниющие корни растений нужно оставлять в земле, а не выдергивать их (как до сих пор поступают многие садоводы, стремясь таким образом избавиться от сорняков). Такую, слегка взрыхленную почву нужно покрыть слоем компоста или перегноя толщиной 10 см, а сверху – слоем мульчи из скошенной травы или соломы толщиной в пять сантиметров. Мульча подавляет рост сорняков, содействует сохранению влаги, предотвращает уплотнение почвы и дополнительно обогащает ее питательными веществами. Такую же роль играет посев покровных культур.

Отсюда вытекает второе правило: не оголяйте почву! Расчищая грядки, освобождая их от покрова из органики, вы лишаете почвенные организмы питания и тем самым препятствуете связыванию углекислого газа. Следовательно, для создания здоровой почвы землю нужно круглый год держать под покровом из органики. Мульчирование грядок и приствольных кругов у многолетних растений является здесь стандартным правилом. Причем, отличным материалом для мульчи могут служить ненавистные нам сорняки. Для этого их не нужно сгребать в кучи и удалять с участка. Вместо этого стоит оставлять их на том месте, где они росли, раскладывая вокруг высаживаемых растений.

Как мы понимаем, использование органики делает ненужным добавление в почву синтетических удобрений. Поэтому, вместо того, чтобы тратить деньги на покупку «химии», продуктивнее и полезнее будет повышать плодородие почв указанным способом. То же самое касается и использования пестицидов, наносящих непоправимый вред почвам. Как утверждается в публикации, если природа находится в равновесном состоянии, химической обработки против болезней и вредителей не требуется. Эту роль естественным образом могут выполнить полезные насекомые, птицы и микроорганизмы.

Для повышения устойчивости растений рекомендуется отказаться от монокультурного выращивания и сосредоточиться на разнообразии. Считается, что такой сад или огород будет иметь больше возможностей противостоять стрессам и болезням. То же справедливо и в отношении сортового разнообразия. Например, одни сорта хорошо переносят засуху, другие, наоборот, хорошо себя чувствуют при переувлажнении. Соответственно, имея на участке оба сорта, вы подстрахуетесь от непредвиденных экстремальных условий, которые в наше время как раз учащаются из-за глобального потепления. Эти перемены крайне важно учитывать при планировании посадок, и здесь поликультурный и «полисортовой» подход серьезно повышает ваши шансы ежегодно получать стабильный урожай.

Принципиально важно, отмечается в статье, опираться на местные сорта, поскольку они выработали симбиотические отношения с местными микроорганизмами, насекомыми, птицами и другими полезными животными. Кроме того, рекомендуется привнести в сад фрагменты естественной среды обитания, выделив своего рода буферные зоны в виде леса, луга, пруда и живых изгородей из местных растений. На маленьком участке с этой целью можно высевать полевые цветы – либо в виде бордюров, либо размещая их среди посевов.

Используя столь «гибкую» планировку размещения растений, можно формировать различные микроклиматы, подходящие для тех или иных видов или сортов. В этом отношении климатические изменения играют нам даже на руку, поскольку позволяют использовать более широкий спектр сельскохозяйственных культур, чем было раньше. Например, некоторые субтропические культуры, такие как оливы, авокадо и лимоны начинают постепенно продвигаться в умеренные широты, где опытные садоводы создают для них особые зоны с подходящим микроклиматом.

Наконец, садоводам и огородникам советую создавать свою собственную базу семян, которая является залогом их продовольственной безопасности. Одна из проблем современной цивилизации заключается в том, что огромное количество людей находится в зависимости от горстки монокультур, связанных с крупным индустриальным хозяйством. Если этим немногочисленным культурам угрожают какие-то новые болезни, то тогда местные, сохранившиеся в частных коллекциях семена как раз станут страховкой на такой случай. Причем, растения из этих семян будут, скорее всего, адаптированы к вашим условиям. Поэтому сохранение частного семенного фонда есть, по сути, сохранение вашей жизни.

В принципе, перечисленные рекомендации лежат в основе так называемого пермакультурного дизайна. То есть ничего нового мы здесь не видим. Тем не менее, сам по себе важен тот факт, что обращение к этим идеям включается здесь в контекст борьбы с климатическими изменениями. Скажем, тридцать-сорок лет назад пермакультура и органическое земледелие не имели никакой привязки к климату и глобальному потеплению. Это значит, что сегодня в этом направлении обнаружены более глубокие смыслы, актуальные для всего человечества. Остается надеяться на то, что такая привязка окажет благотворное влияние на сознание определенной части экологических активистов, пока еще далеких от сельскохозяйственных практик. И если случиться так, что среди борцов с глобальным потеплением окажутся ярые апологеты органического земледелия, то такое развитие ситуации можно только приветствовать.

Олег Носков