Рогозин видит в "Роскосмосе" инструмент возрождения национальной гордости


Рогозин видит в "Роскосмосе" инструмент возрождения национальной гордости
21 мая 2015

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сегодня представил депутатам законопроект о создании госкорпорации "Роскосмос" - этот шаг должен запустить второй этап реформы ракетно-космической отрасли и вывести ее из кризиса.

"В целом руководству корпорации предстоит создать принципиально новую ракетно-космическую промышленность", - признал Рогозин.

Однако, по его словам, "вернуть России как космической державе лидирующее положение" - это "дело чести". И именно новая структура должна принять на себя роль "эффективного инструмента возрождения нашей национальной гордости - нашей космической науки и ракетно-космической промышленности", пояснил вице-премьер.

Отсталость и "производственный феодализм"

По словам Рогозина, российская ракетно-космическая отрасль переживает глубокий системный кризис, который имеет целый ряд причин - от технологической отсталости и изношенности оборудования до поведения руководства предприятий. В результате сегодня, отметил зампред правительства, "по важнейшему показателю - эффективности работы в космической отрасли - мы в девять раз уступаем США".

В качестве примера он привел компанию Orbital Sciences ("Орбитал сайенсиз"), где работают всего 1,3 тыс человек - в 13 раз меньше, чем в Центре им. Хруничева. "Но выработка в год на одного человека составляет почти $414 тыс.", - отметил вице-премьер.

"Комплексная модернизация в космической промышленности не проводилась, за исключением нескольких предприятий, - сообщил вице-премьер. - В ракетно-космической отрасли все еще по старинке проектируют на кульманах. Математические модели при расчете нештатных ситуаций не применяются". Единственным исключением, напомнил он, стала работа над ракетами "Ангара" - первым российским, а не советским семейством носителей. Их создавали уже с помощью цифровых технологий.

Комплексная модернизация, как объяснил Рогозин, была невозможна "из-за переразмеренности самой отрасли, предприятия которой дублировали друг друга, выпуская однотипную продукцию", а такое понятие как единая техническая политика "отсутствовало как класс". Подобное положение вещей он охарактеризовал как "производственный феодализм".

В качестве примера Рогозин привел космическое приборостроение. В США, напомнил вице-премьер, лишь две компании - Boeing ("Боинг") и Lockheed Martin ("Локхид Мартин") создают "всю палитру космических аппаратов как гражданского, так и двойного назначения".

"У нас таких фирм семь: ИСС им. Решетнева, РКЦ "Прогресс", НПО им. Лавочкина, РКК "Энергия", НПП ВНИИЭМ, ЦНИИ "Комета" и КБ "Арсенал ", - сообщил Рогозин. И каждая, подчеркнул он, имеет собственную кооперацию, производит бортовую аппаратуру с использованием разных элементов, имеет собственную экспериментальную базу. В результате на российских спутников используются восемь различных бортовых вычислительных машин.

"Как следствие: наши параллельно функционирующие предприятия в лучшем случае были загружены не больше чем на 40%, соответственно их доходов не хватало ни на техперевооружение, ни на привлечение высококвалифицированных специалистов", - констатировал Рогозин.

Кадровый голод и "моральное разложение"

Не хватает отрасли и кадров, что связано в первую очередь с низкими зарплатами. Как вспомнил зампред правительства, когда он впервые посетил Центр им. Хруничева, средняя зарплата там составляла 25-30 тыс рублей. "И это в Москве! Какое тут может быть качество? Кто за это будет отвечать?" - задался риторическим вопросом Рогозин. "Если мы не поднимем заработную плату, не будем платить достойную зарплату, особенно высоким специалистам, нечего ждать повышения качества продукции", - констатировал он.

Отдельно вице-премьер выделил проблему неэффективности управления, выбрав в качестве примера Центр им. Хруничева, чья ракета "Протон-М" на минувших выходных не смогла вывести на орбиту иностранный спутник связи. Именно плохой менеджмент, по словам Рогозина, привел к череде аварий "Протонов", что резко снизило конкурентоспособность этих ракет на мировом рынке и привело производителя "к фактическому банкротству". В результате пришлось разработать программу финансового оздоровления Центра почти на 40 млрд рублей.

Рогозин рассказал, что только по восьми уголовным делам, связанным с мошенничеством, растратой, злоупотреблением полномочиями и подделкой документов, ущерб предприятию превысил 9 млрд рублей. А невозвратная дебиторская задолженность Центра достигла 7,3 млрд.

"При таком моральном разложении в руководстве предприятием нечего удивляться столь высокой аварийности. Эти космические начальники давно пребывали в своем "космосе". Надеюсь, что сила правовой гравитации вернет их туда, где им должно быть", - заявил вице-премьер.

"Не менее интересная ситуация сложилась и в вопросе использования самим Федеральным космическим агентством внебюджетных средств, которые по минимальным процентным ставкам находились на депозитах в коммерческом банке со своеобразной репутацией", - подчеркнул Рогозин. Он напомнил, что сохранение этих денег потребовало вмешательства правительства и ЦБ.

Кое-что сделано

Реформа ракетно-космической отрасли, напомнил Рогозин, уже стартовала - три года назад. Основным результатом ее первого этапа стало формирование Объединенной ракетно- космической корпорации, в которую вошли 94 предприятия.

"Уже сейчас уровень интеграции входящих в нее предприятий достиг 65%, сейчас в корпорации сосредоточено около 90% активов и около 80% сотрудников отрасли - это 240 тыс. человек", - уточнил вице- премьер.

Он напомнил, что за Роскосмосом на первом этапе сохранили только роль государственного заказчика и управление наземной инфраструктурой и наукой.

"Мы наконец-то избавились в отрасли от дублирования функций и производственного феодализма, консолидировали закупки и собственное производство необходимых материалов и собственной радиационностойкой элементной базы, что позволило нам достойно встретить западные санкции", - подчеркнул Рогозин.

По его словам, за последние два-три года реформаторы "переломили" ситуацию с нехваткой кадров, хотя для решения вопроса потребуется еще несколько лет. Поменялась, по его словам, и ситуация с космическим приборостроением, где был создан совет главных конструкторов.

В результате первого этапа реформ, подчеркнул вице- премьер, в прошлом году Россия впервые за много лет увеличила орбитальную группировку - теперь в ней 134 спутника.

Многое предстоит сделать

"Но проблем, и это показали крайне обидные для отрасли очередные аварии и отказы, остается еще очень много. Именно поэтому необходимо, не откладывая на потом, форсированно переходить ко второму этапу реформы отрасли. Речь идет, по сути, о мобилизационном варианте - о создании госкорпорации "Роскосмос" во многом с учетом положительного опыта "Росатома", - заявил Рогозин.

По его словам, создаваемой структуре предстоит проводить единую техническую политику, что в итоге позволит повысить качество и надежность продукции. Ожидается, что унификацией технических решений займутся отраслевые институты в связке с головными предприятиями отрасли, которую обеспечит формирование госкорпорации.

Госкорпорация позволит оптимизировать производственный потенциал и провести централизацию управления. "Нам необходимо ровно столько производства, сколько нужно для решение текущих и перспективных задач, не больше и не меньше. Это позволит провести его ускоренную модернизацию. Единая производственная политика, которая позволит ликвидировать переразмеренность производства", - уточнил он.

Немаловажная задача - централизация ответственности за выполнение гособоронзаказа - создание баллистических ракет и военных спутников, подчеркнул Рогозин. Правда, к "военному космосу", отметил он, претензий нет - выполнение оборонного заказа идет по плану, в графике создается и единая система предупреждения о ракетном нападении.

Наконец, резюмировал вице-премьер, новой госкорпорации предстоит контролировать зарплаты работников отрасли и проводить мониторинг экономической ситуации.

Не потерять пусковые услуги

"Сегодня России необходима глубокая, осмысленная программа по созданию технического задела в области освоения космоса не менее чем на тридцатилетнюю перспективу", - заявил Рогозин. Речь идет о завершении работ над перспективным пилотируемым кораблем, межпланетными буксирами и новыми ступенями для ракет "Ангара", с помощью которых РФ рассчитывает реализовать свою лунную программу.

Однако есть и более близкие цели. "Нам нужен гарантированный и дешевый выход в космос, - сказал вице- премьер. - Важная задача в этом направлении - это снижение стоимости выведения полезных грузов на околоземную орбиту.... Целью ближайших 20 лет является кратное снижение цены на килограмм полезной нагрузки. Только тогда мы сможем сохранить доминирующее положение на рынке пусковых услуг". "Сейчас мы владеем 40% рынка пусковых услуг, но мы можем съехать с такими показателями очень далеко. Просто потерять рынок окончательно", - предупредил зампред правительства.

Рогозин наметил и пути решения этой задачи. В первую очередь, это создание многоразовых носителей, над которыми уже работают в США, Европе и Азии. "Очевидно, что предприятиям создаваемой госкорпорации "Роскосмос" необходимо интенсифицировать работу по многоразовым средствам выведения", - сказал вице-премьер.

Кроме того, в правительстве ждут от "Роскосмоса" "доведенной до ума" программы национальной орбитальной станции после 2024 года, когда может быть прекращена эксплуатация МКС. По мысли Рогозина, новая станция могла бы стать в том числе "ремонтной базой" для космических аппаратов.

"Госкорпорации "Роскосмос" придется освоить аддитивное цифровое производство, роботизировать обычные технологии, чтобы удешевить себестоимость продукции и повысить производительность труда. Если мы срочно не поправим ситуацию с производительностью труда в космической отрасли, полеты отечественных ракет-носителей и корабли будут скоро обходиться дороже чем у партнеров", - подчеркнул Рогозин.

Он призвал и решать кадровые проблемы ракетно- космических предприятий. "Можно сколь угодно долго переоснащать отрасль, но если мы не подготовим для нее преданных высокообразованных специалистов, которым мы сможем платить достойные деньги за их талант и труд, все наши усилия будут напрасными", - добавил он.

Приобрести новые рынки

"Другими звеньями программы освоения космоса должен стать активный поиск новых рынок сбыта высокотехнологичной продукции и услуг, необходимо изобретать и инициировать создание новых рынков, прежде всего в сфере дистанционного зондирования Земли в интересах в том числе и частных пользователей, в сфере сельского хозяйства, телекоммуникаций, навигации", - заявил Рогозин.

"Если мы продолжим действовать в прежней инерционной модели то львиная доля будущих космических услуг достанется зарубежным производителям", - предупредил он, пояснив, что без "агрессивного наступления" России не удастся не только расширить, но и удержать традиционные рынки.

В качестве перспективных направлений Рогозин обозначил внутренний рынок и партнеров России по БРИКС. Их инвестиционные ресурсы, заявил вице-премьер, "могут стать серьезнейшим мультипликатором наших технологических возможностей, и для этого не нужно новых вложений бюджетных средств, нужно лишь грамотно расставить приоритеты".