Ренессанс Природы


В ближайшее время в Евросоюзе начнут работать законы о восстановлении биоразнообразия
14 июля 2022

Часть первая: Обратить упадок вспять

В свое время мы уже сообщали о европейской стратегии по восстановлению и сохранению биоразнообразия на период до 2030 года.  Соответствующий документ был опубликован Еврокомиссией еще в позапрошлом году. Учитывая серьезность намерений руководства ЕС в отношении защиты природы, стратегия не ограничилась одними лишь декларациями. Вплоть до настоящего времени Еврокомиссия осуществляет подготовку необходимых законопроектов, которые на практике должны принять вид жестких регламентов для многих «хозяйствующих субъектов» европейских стран.

Уже этим летом на рассмотрение будет вынесен закон о восстановлении природы (nature restoration law), направленный на возвращение естественной среды в самые разные районы Европы, включая крупные города, сельскохозяйственные угодья и морскую среду. Также предполагается восстановление рек и посадка деревьев.

Отметим, что работа по восстановлению биоразнообразия в странах ЕС ведется достаточно давно, как минимум тридцать лет - с тех пор как была представлена директива о защите птиц и сред обитания. Однако, как отмечают наблюдатели, несмотря на то, что благодаря предпринятым мерам удалось сдержать процесс деградации экосистем, восстановления природы в полном значении этого слова не произошло. Как подчеркивается в приведенной публикации, за три десятилетия Евросоюзу так и не удалось выполнить свои обязательства по обращению вспять упадка природы (to reverse the decline of nature) на своей территории. Согласно данным Европейского агентства по охране окружающей среды, в 2021 году в ЕС только 15% естественных сред обитания имели хороший охранный статус, тогда как 81 процент имеют низкий охранный статус.

Теперь Еврокомиссия намерена радикально улучшить экологическую ситуацию, тесно увязав стратегию по восстановлению биоразнообразия с климатической политикой. Как следует из официальных деклараций, здоровые экосистемы помогают смягчить последствия глобального потепления, содействуют предотвращению стихийных бедствий и играют важную роль в вопросах продовольственной безопасности. Для большей убедительности своей экологической политики Еврокомиссия приводит экономические аргументы.

Как об этом прямо заявляет глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, более здоровое отношение к природе означает и более здоровую экономику. Так, по ее словам, деградация земель несет с собой риски примерно для половины годового мирового экономического производства. Однако на этот счет есть соответствующие решения, и есть понимание того, что они могут окупиться. Согласно расчетам ООН, каждый евро, потраченный на восстановление земель, предполагает экономическую отдачу от семи до тридцати евро. Исходя из сказанного, закон о восстановлении природы будет представлен на рассмотрение в самое ближайшее время.

Таким образом, Еврокомиссия намерена от слов и деклараций перейти к делу, обеспечив свою экологическую стратегию юридической поддержкой. И как раз закон о восстановлении природы может стать ключевым инструментом в реализации указанной цели. С его помощью первые результаты должны появиться уже к 2030 году, когда осуществится восстановление до 30% охраняемых территорий. А к 2050 году восстановлением будут охвачены уже все экосистемы.

Как и следовало ожидать, особое внимание будет уделено районам с высоким потенциалом хранения углерода, поскольку это (по всеобщему признанию) способствует улучшению климатической ситуации. Учитывая слишком серьезное отношение европейцев к теме глобального потепления и связанных с этим рисков, новый природоохранный закон будет соблюдаться с куда большим тщанием, чем предыдущие требования по части защиты природы. Принципиально важным моментом является то, что он окажется одинаково обязательным для всех государств-членов, невзирая на региональные различия и особенности хозяйственной деятельности. Согласно весенним утечкам информации, на национальные правительства собираются возложить обязательства по восстановлению конкретных экосистем из довольно широкого списка.

Как следует из полученных данных, восстановительные меры в первую очередь коснутся водно-болотных угодий, торфяников, рек со свободным течением, морских районов и всех других экосистем, находящихся в поле зрения уже существующего природоохранного законодательства. По той же информации, к 2030 году будет восстановлено 30% осушенных торфяников (используемых сейчас для сельскохозяйственных работ), из которых примерно четверть подвергнется повторному заболачиванию. К 2040 году этот показатель поднимется до 50%, и к 2050 году в ЕС намереваются восстановить до 70% торфяников. Повторному обводнению подвергнется уже половина из них.

Как видим, руководство ЕС ставит весьма амбициозные цели в контексте природоохранного законодательства, не ограничиваясь такими стандартными мерами, как запрет химикатов и тому подобным. Как подчеркивают сторонники столь крутых мер, борьба за восстановление природы должна ликвидировать сами причины утраты биоразнообразия. В этом смысле перед Европой стоит небывалая доселе задача – радикальным образом повернуть вспять негативную тенденцию, при которой каждая седьмая экосистема находится в плохом состоянии.

Показательным моментом для нас является то, что в качестве отрицательных факторов, прямо влияющих на утрату биоразнообразия, названы: интенсивное сельскохозяйственное производство, строительство, разработка карьеров, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, а также изменение климата. Отсюда следует довольно «нестандартный» вывод: Европе необходимо отказаться от увязки экономического роста с эксплуатацией природных ресурсов! Такого мнения, в частности, придерживается бывший комиссар ЕС по окружающей среде Янец Поточник (ныне являющийся сопредседателем Международной ресурсной группы Программы ООН по окружающей среде). Если ситуация в этом плане не изменится, то любые восстановительные меры окажутся тщетными, поскольку с каждым разом объемы работ по восстановлению экосистем будут только возрастать.

Указанный тезис имеет принципиальное значение. Из него вытекает, что сам по себе закон о восстановлении природы не может служить подобием волшебной палочки, способной махом решить проблему. Как следует из сказанного, в руководстве ЕС решили замахнуться на «святое» - на сами принципы экономического развития, в соответствии с которыми Европа в течение нескольких столетий добивалась своего могущества и процветания. Безусловно, по этому поводу ни у кого нет иллюзий. По сути, новый закон лишь отображает намерение европейских политиков выстроить принципиально иной экономический и технологический уклад. Охрана природы – лишь повод для формирования новых социально-экономических отношений и утверждения новых ценностей. Насколько же удачной окажется эта инициатива?

Николай Нестеров

Окончание следует