Наверное, нет смысла городить банальности и рассказывать о том, что мы живем в непростое время, что западные санкции вынуждают руководителей думать об импортозамещении, об опоре на собственные силы, на собственный интеллектуальный потенциал. Понятно, что без науки в такой ситуации не выжить. Соответственно, между властью и академической общественностью должен установиться конструктивный диалог. В том числе – и на региональном уровне.
Вероятно, на региональном уровне такой диалог актуален сейчас как никогда, ибо ситуация во многих регионах складывается не лучшим образом. Если брать Новосибирскую область, то еще с 2013 года здесь образовался бюджетный дефицит в объеме 15 миллиардов рублей. В этом году эта цифра составляет порядка 10 миллиардов. И в отдаленной перспективе ничего особо радостного нам не светит. Так, по крайней мере, считают в областном правительстве. Времена наступают и впрямь непростые. Оттого роль ученого возрастает как никогда.
Именно эту проблему попытались обсудить участники рабочего совещания, состоявшегося 9 сентября в здании Института геологии и минералогии СО РАН. В актовом зале собрались директора институтов, заслуженные деятели науки, рядовые сотрудники, представители общественных организаций, представители власти и местного самоуправления. Самым примечательным моментом было то, что региональную власть представлял сам Владимир Городецкий, исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области.
Как ни странно, но представители академической науки демонстрировали неподдельный оптимизм. Основной рефрен их выступлений сводился к тому, что потенциал Научного Центра достаточно высок и готов принести большую пользу региону.
Они попытались ненавязчиво продемонстрировать свои возможности и ожидаемые результаты: куда и как нужно вложиться и что мы с этого будем иметь. Конечно, не обошлось и без «наказов» властям, но в целом всё было выдержано в позитивном ключе.
Наконец, слово взял Владимир Городецкий... Слово прозвучало зажигательно и откровенно…
Честно говоря, в определенных моментах чиновник был неподражаем. Никаких нудных обтекаемых фраз, никаких ритуальных заклинаний. Высказал, можно сказать, всё как на духу. Эта откровенность, надо полагать, кого-то могла смутить. Однако оно и к лучшему. Недосказанность вредит конструктивному сотрудничеству куда больше, чем открытость. Можно сказать, что Владимир Филиппович поведал о наболевшем. И накапливалось оно давно. И вот – прорвалось прямо на людях.
Чтобы осознать и оценить суть его выступления, необходимо обернуться в недавнее прошлое. Дело в том, что еще полтора года назад никто из нас и вообразить себе не мог возникшей ныне ситуации. А применительно к нашей теме, никто из ученых и не помышлял тогда о двух обстоятельствах, выпавших на нас как снег на голову.
Во-первых, никто когда-то не думал о том, что Академия наук лишится прав на распоряжение своим имуществом. Неожиданная реформа РАН и появление ФАНО коренным образом изменили ситуацию в хозяйственной сфере, которой до того вынуждены были заниматься наши академики, в том числе – осваивать территории и решать жилищную проблему для сотрудников.
Во-вторых, никто не думал, что мэр Новосибирска, считавшийся бессменным, вдруг так стремительно окажется в губернаторском кресле.
Несмотря на перемену статуса, старые разногласия не забыты и, если верить Владимиру Городецкому, не преодолены. Претензии накопились с обеих сторон, а указанные перемены еще больше запутали ситуацию.
Как мы прекрасно помним, мэрию не совсем устраивало то, что руководство СО РАН имело самостоятельность в некоторых хозяйственных вопросах, которая, в частности, распространялась на распоряжение недвижимостью. Земля, находившаяся в ведение Академии, принадлежала государству, и муниципалитет не мог по своему усмотрению включать ее в какие-то собственные градостроительные планы. СО РАН пыталось самостоятельно решать вопросы развития своих территорий, и ряд разногласий по этим вопросам с мэрией и региональной властью вынудил некоторых активистов выдвинуть инициативу по изменению статуса самого Академгородка. Инициатива была поддержана несколькими депутатами Госдумы, подготовившими соответствующий законопроект.
Данный факт вызвал гневную реакцию в тогдашней мэрии. Накопившиеся противоречия вылились наружу и были преданы огласке. Мэрию в то время подозревали в тайных планах по присвоению земли Академгородка, на которой можно было сделать неплохой навар, отдав ее под высотную застройку, а по сути – ликвидировав уникальную архитектурную среду Научного Центра. Владимир Филиппович этих упреков не забыл и напомнил о них собравшимся в зале: «Меня даже называли мэром-лесорубом! Будто я собирался устроить в Академгородке точечную застройку!».
Что было – то было. Однако нельзя сказать, что опасения жителей Академгородка возникли на пустом месте. Страсть к рубке зеленых насаждений во имя строительства высоток была продемонстрирована мэрией Новосибирска прямо на центре города. И, будем до конца откровенны, - иной градостроительной практики за долгие годы пребывания господина Городецкого в кресле городского главы никто из нас не наблюдал. Поэтому в устах чиновников само понятие «развитие территорий» несло какой-то нехороший смысл и скрывало не совсем благие намерения. У руководства СО РАН к решению таких вопросов были несколько иные подходы. И столкновение интересов оказалось совершенно неизбежным.
Владимир Городецкий попенял академикам на их склонность решать спорные вопросы через судебные инстанции, вместо того, чтобы спокойно решать и договариваться. По его мнению, судебные тяжбы только оттягивают практический результат. Эту мысль он подал в форме морализаторской сентенции, по сути дела обвинив своих оппонентов в бессмысленном и неконструктивном упрямстве и самонадеянности. В качестве весомого аргумента в пользу своей правоты он напомнил ситуацию с состоянием дорог, которые, по его представлению, находились в плачевном состоянии до того момента, пока не перешли под контроль муниципалитета. «Хорошо это или плохо?» - риторически бросил он в зал. То же самое, по его словам, происходило с детскими садами и больницами. В принципе, он просто воспроизвел свою аргументацию двухлетней давности, когда только-только поднимался вопрос об особом статусе Академгородка.
На сегодняшний день непрекращающимся яблоком раздора выступает новая подстанция «Академическая», которую до сих пор не могут ввести в эксплуатацию из-за разногласий по вопросам собственности. Для Владимира Городецкого данный конфликт перешел «по наследству» от бывшего губернатора.
И здесь он тоже попенял представителям академической общественности, не желающим признавать за региональным правительством полного права распоряжаться данным объектом (напомним, что из областного бюджета на него было выделено 300 миллионов рублей).
Продолжение затянувшегося спора, как ни странно, происходит уже в принципиально новых условиях, когда Академию отстранили от решения подобных хозяйственных вопросов. Теперь, по идее, такие вопросы необходимо решать с руководством ФАНО. Как высказались по этому поводу в кулуарах, истинный месседж Владимира Городецкого как раз и был направлен представителю данного агентства, а никак не академикам. Образно говоря, региональная власть, пользуясь моментом, пытается реализовать мечту по присоединению лакомого куска «академической» собственности (надо полагать – в виде земли и объектов инфраструктуры). Правда, руководитель территориального отделения – Алексей Колович – пока хранит упорное молчание. Что у него на уме, какие планы на собственность он имеет – тайна за семью печатями. Возможно, никаких четких планов у него еще нет. Так что самое время наполнить этот «чистый лист» нужными идеями. И судя по всему, первый раунд этой идейной борьбы одерживает Владимир Городецкий. Во всяком случае, со стороны академиков контрдоводов не прозвучало. Поэтому непосвященному наблюдателю могло показаться, что академическая общественность признала свою неправоту и готова полностью вверить себя мудрому руководству регионального главы.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии