Радиофобия

Знакомые ученые из институтов СО РАН, побывавшие в странах Юго-Восточной Азии, рассказывали о том, как простые продавцы рыбы на тамошних базарах с помощью нехитрой китайской «технологии» продлевали сроки хранения своего товара. Как мы понимаем, свежая рыба на жаре портится быстро, а замороженную продукцию в тех краях жалуют не особо. Поэтому, стоит рыбешке несколько часов полежать на открытом прилавке, как от нее начинает исходить неприятный запашок.

Местные умельцы нашли способ предотвращения порчи. Они начали обрабатывать рыбу фенолом, после чего она длительное время сохраняла свежий вид. И даже мухи, по словам очевидцев, опасались на нее садиться. Обман, в принципе, удался. Хотя наших ученых (профессиональных химиков) провести было трудно. Они сразу смекнули, в чем тут дело.

К чему я привел этот пример? Дело в том, что обработка продуктов питания опасной для здоровья «химией» – это морально устаревший и откровенно варварский способ, который сохраняется как пережиток недавнего прошлого. Как мы уже писали ранее, в мире начинают всё шире и шире применять для таких целей радиационную обработку продуктов. И даже в развивающихся странах начинают постепенно принимать на «вооружение» современные электронно-лучевые установки. Причем часть из них приобретается не где-то, а в России, конкретно – в Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН.

А как обстоит с этим дело в нашей стране? К сожалению, несмотря на очевидные успехи в области электронно-лучевых технологий, в России по сию пору предпочитают пользоваться «химией», игнорируя современные технологические тренды. Стоит ли удивляться, что ускорители, созданные специалистами ИЯФ СО РАН, работают в США, в Индии, тогда как в России нет ни одного!

Отечественные производители оборудования для радиационной обработки пищевых продуктов ориентируются сейчас на зарубежные рынки, поскольку внутреннего рынка попросту нет. И это несмотря на то, что те же ускорители от новосибирских производителей зарекомендовали себя как очень надежные и эффективные системы.

Во многом развитию внутреннего рынка радиационных технологий мешает, конечно же, отсутствие адекватной нормативно-правовой базы. Как сказал по этому поводу заведующий научно-исследовательской лабораторией ИЯФ СО РАН Александр Брязгин, «в наших законах не написано, чем конкретно мы можем облучать продукты. Необходимо строго прописать в законодательстве способы безопасного облучения, в противном случае наше дело будет серьезно дискредитировано». Есть даже курьезные моменты. Так, почему-то по нашим нормативам запрещена радиационная обработка куриного мяса, хотя во всем мире именно курятина подвергается наиболее тщательной обработке.

В общем, законодателям еще предстоит в этом направлении большая работа. И, говоря откровенно, здесь удивляться не приходится, поскольку в нашей стране бюрократия всё время не поспевает за стремительным развитием технологий. Это печальное обстоятельство касается буквально всех сфер жизни и деятельности. Однако в случае с развитием радиационных технологий появляется еще один омрачающий факт чисто психологического свойства – радиофобия населения (возможно, напрямую связанная с травматическим опытом прошлых десятилетий, а также с действием пропагандистских штампов времен холодной войны). Не приходится сомневаться, что соответствующая маркировка на упаковке с продуктами, обработанными радиацией, сделает их в глазах населения страшнее, чем даже упоминание о ГМО. И у предпринимателей на сей счет нет ни малейших иллюзий.

Интересно в этой связи привести высказывание председателя Совета директоров АО «УК «Биотехнопарк»» Андрея Бекарева.

По его словам, предприниматели, которые в порядке опыта занимались радиационной обработкой продуктов питания, просили ни в коем случае не разглашать данную информацию, поскольку опасались, что этим воспользуются их конкуренты в целях дискредитации. То есть дискредитировать может, оказывается, сам инновационный шаг в сторону новейших технологий!

Собственно, удивляться тому не приходится, поскольку российский обыватель очень болезненно реагирует на всё, что связано с радиацией. Андрей Бекарев привел такой факт. Когда производилась установка ускорителей в наукограде Кольцово, то местное население восприняло их как более серьезную угрозу, чем то, что там хранилось до этого (например, штаммы очень опасных вирусов).

По мнению Андрея Бекарева, радиофобия базируется на недостатке знаний и недостатке просвещения по этой части. Поэтому, считает он, без целенаправленной разъяснительной работы в СМИ здесь не обойтись.

По большому счету, мы имеем дело с массовым  предрассудком,  столь же нелепым, как и в случае с трансгенными продуктами. Интересно, что здесь выстраивается практически та же альтернатива – либо радиация, либо – «химия». Собственно, радиация как раз и призвана вытеснить «химию» в целях большей безопасности. Как отметил Александр Брязгин, облученные (в соответствии с принятыми нормативами) продукты никак не становятся радиоактивными. Это исключено даже теоретически. В принципе, в обработанной еде могут образовываться токсичные продукты радиолиза, но, как уточнил ученый, их количество не превышает того, что возникает при любой тепловой обработке пищи. Например, при жарке мяса возникают канцерогены, но разве мы считаем такую еду токсичной?

«Любая обработка пищи – будь то термическая или радиационная – изменяет ее качество, но это не приводит к превышению содержания вредных веществ выше допустимых норм», – отметил Александр Брязгин.

Сколько времени понадобиться для просвещения населения, сказать трудно. В нашей стране, как всегда, найдутся фанатики (видящие во всем новом исключительно происки неких темных сил), которые способны заглушить голос разума. Причем, не только у простых людей, но и у политиков, ответственных за принятие важных законодательных решений. В случае с ГМО фанатизм победил. Радиационные технологии, возможно, на очереди. Остается надеяться только на то, что ядерная физика в нашей стране (в отличие от генетики) не числилась в рядах «продажных девок империализма». И к «мирному атому» наши политики настроены гораздо лояльнее.

Олег Носков

Комментарии

да, лана. Я русский - не против -18С, так что замораживайте. а радиацией можете свою кухню облучать.