Продовольственная агломерация

Часть первая: Еда в двух шагах

В свое время мы уделяли достаточно много внимания теме так называемого городского фермерства. В «доковидный» период она была на пике популярности. Затем, по понятным причинам, интерес к ней несколько ослаб, а по мере обострения международной обстановки и углубления экономического кризиса возникло впечатление, будто ее актуальность совершенно утрачена. Однако это не так. Интерес к городскому фермерству не утратился. Мало того, перед лицом пандемии, климатических изменений и иных угроз, прямо затрагивающих проблему продовольственной безопасности, актуальность изучения подобных вариантов производства еды и создания новых цепочек поставок продовольствия только возрастает.

Напомним, что об угрозе голода говорят уже не первый год. Угроза вполне реальна, особенно если учесть сложившуюся схему снабжения едой крупных городов. Фактически, современные мегаполисы очень сильно зависят от сельскохозяйственных регионов, расположенных от них на тысячи километров.

«Томатный дефицит», затронувший в этом году британских потребителей (о чем мы писали подробно) в этом плане весьма красноречив. Как мы знаем, негативное влияние оказали здесь два фактора: а) топливный кризис, ударивший по европейским тепличным хозяйствам; б) погодные аномалии в Испании и в Странах Северной Африки, нанесшие урон тамошним плантациям томатов. В итоге владельцам итальянских ресторанов пришлось срочно изобретать белый вариант пиццы «Маргарита» ввиду того, что помидоры и томатная паста оказались в дефиците.

Таким образом, наложение энергетического кризиса на кризис климатический порождают серьезные сложности в плане продуктового обеспечения жителей крупных городов, не имеющих каких-либо серьезных альтернатив в плане поставок еды. И это касается практически любой страны. К примеру, Нью-Йорк львиную долю плодоовощной продукции получает из штата Калифорния. То есть за тысячи километров. Учитывая рост погодных аномалий в той же Калифорнии, плюс ко всему – рост цен на топливо, мы получаем (в потенциале) слагаемые продуктового кризиса для жителей этого мегаполиса. Уже сейчас обстоятельства складываются таким образом, что качественные овощи и фрукты в недалекой перспективе могут оказаться не по карману горожанам с невысокими доходами. И это – в процветающей Америке! Что уж говорить о бедных странах.

Разумеется, данная проблема начала осмысливаться не сегодня. Именно осознание столь печальных перспектив вынудило глав крупных городов мира обратиться к вопросам развития городского фермерства как некоего инновационного варианта решения проблемы продовольственной безопасности. Наверное, у нас немногие помнят, что еще в 2015 году руководители восьмидесяти городов мира подписали Миланский Пакт о продовольственной политике. В числе подписантов оказалось и руководство Москвы. Подписанный документ предполагает выполнение определенных обязательств в целях обеспечения продовольственной безопасности в городах. Подписанты должны согласиться с тем, что будут активно развивать логистические цепочки и создавать продовольственные кластеры в целях поддержания доступа социально незащищенных слоев населения к недорогой и экологически безвредной еде.

Но как это сделать и какова здесь роль городского фермерства? Может ли город прокормить себя самостоятельно? Совсем недавно агентство Bloomberg опубликовало с таким названием целую статью, где были разобраны результаты исследований на указанную тему. Статья начинается с увлекательного описания овощной вертикальной фермы, разместившейся… на крыше парижского Выставочного центра. Действительно, в Париже и других городах Франции усердно изучается потенциал городского фермерства. На ферме, о которой идет речь, выращиваются базилик, клубника, капуста и другие овощи. Никакие грунты и почвенные смеси здесь не используются. В качестве агротехники выбрана аэропонная и гидропонная вертикальная система, когда растения располагаются вертикально на специальных белых колоннах. Корни свисают внутрь пластиковых конструкций, куда автоматически подается питательный раствор. Вода не сливается в канализацию, а используется многократно, в чем создатели системы видят большое преимущество в плане экономии ресурсов. Ферма была открыта весной 2020 года. Ее площадь составляет 14 тысяч квадратных метров (что равняется площади футбольного поля). За сезон она может дать более десяти тонн овощей и ягод – без использования почв и пестицидов. Применяемые здесь гидропонные и аэропонные системы используют на 80% меньше воды, чем обычные фермы при сопоставимой урожайности.

Как указывается в статье, в Париже подобные фермы растут сейчас как грибы после дождя. Счет идет уже на десятки. По тому же пути двинулось еще несколько французских городов. По мнению сторонников таких систем, дальнейшая конкуренция за земельные ресурсы, обостряющаяся в условиях климатических изменений, даст дополнительные аргументы в пользу использования свободных городских и пригородных пространств для выращивания продуктов питания. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, города потребляют почти 80% производимой сельхозпродукции, однако ее доставка, как было сказано, растягивается на тысячи километров. Считается, что такая логистика не только повышает цены на продукты, но также увеличивает углеродный след из-за необходимости длительных транспортных перевозок. Следовательно, устраивая городские фермы, мы не только способствуем снижению цены на еду, но также содействует сокращению выбросов парниковых газов.

Главный вопрос в том, какие системы лучше всего подходят для городов. Несколько лет назад в тренде были так называемые закрытые вертикальные фермы, использующие искусственное освещение. Считалось, что использование фито-ламп вместо солнца благоприятствует развитию городского фермерства, поскольку для этого не потребуется открытых пространств. Использоваться, в принципе, может любое помещение: склады, ангары, подвалы, бывшие заводские цеха. Однако энергетический кризис развеял все иллюзии на этот счет: искусственное освещение многократно повышает издержки. В упомянутой публикации этот факт признается прямо.

Но есть и другие варианты, где используется солнечный свет, но не используется почва. Одним из таких вариантов как раз и является размещение ферм на пустующих крышах многоэтажных зданий. Солнца здесь – сколько угодно. И при этом – никакой конкуренции за землю. Исследование девятилетней давности, проводимое для Болоньи, показало, что крышные фермы в состоянии произвести 77% из 16 тысяч тонн продуктов питания, необходимых населению этого города, где площадь крыш составляет не менее 82 гектаров.

В общем, исследователи обращают внимание на солидную базу для развития городского фермерства. Цифры даются вполне оптимистичные. Тем не менее, исследование позапрошлого года показывает, что крыши еще очень слабо задействованы в деле производства продуктов питания. И это – несмотря на их высокую производительность. Кроме того, крышные фермы имеют дополнительные плюсы: они повышают шумоизоляцию здания и позволяют повторно использовать его сточные воды и тепло.

По большому счету, свободные городские пространства можно использовать для производства еды весьма «творчески», нетривиально. Так, в том же Париже на одной из бывших автостоянок создали грибную ферму. В другом месте создали теплицу, обогреваемую за счет работы трехсот серверов, расположенных в центре обработки данных прямо под ней. Исследователи считают, что подобное хозяйство вполне совместимо даже с богато украшенной архитектурой позапрошлого века. Так, на крыше Парижской национальной оперы есть ульи для производства меда! А в таких городах, как Нант и Бордо, высаживают фруктовые деревья, чтобы увеличить предложение фруктов.

Как видим, примеры весьма обнадеживающие. И тем не менее, тщательные исследования показывают, что в глобальном масштабе городское фермерство способно произвести не более 10% мирового спроса на бобовые, корнеплоды и овощные культуры (то есть не более десятой части). В сумме это составляет примерно 180 миллионов метрических тонн. Например, чтобы таким путем обеспечить фруктами и овощами всё население Парижа, понадобятся свободные площади, в полтора раза превышающие общую площадь города. Выходит, что для удовлетворения спроса в любом случае необходимо выйти за городскую черту. И здесь уже ставится вопрос об освоении городских окраин, что, в конечном итоге вполне соответствует единой тенденции по освоению свободных пространств. Но об этом – в заключительной части.

Николай Нестеров

Окончание следует