Приоритеты развития, новые направления и дело Асеева

Новосибирский государственный университет (НГУ) продолжает курс на активное развитие.  Как инфраструктурные объекты влияют на качество образования, какие новые направления научной деятельности и лаборатории уже есть, а какие хотелось бы развивать на новых площадях, и помогают ли выпускники НГУ своей альма матер — в интервью ректора университета, академика РАН МИХАИЛА ФЕДОРУКА.

— Михаил Петрович, как бы вы сформулировали приоритеты в развитии университета?

— Их фактически три. Университет должен оставаться главным поставщиком кадров для науки, причем не только для институтов. Сегодня уже очевидно, что университет за время своего существования заметно вырос, и сегодня количество наших выпускников намного больше потребности в кадрах, которая есть у научных институтов. Но есть еще научно-исследовательские подразделения крупных компаний, которые тоже заинтересованы в привлечении наших выпускников. Университет должен выступать интегрирующим центром программы «Академгородок 2.0», которая, я надеюсь, будет развиваться. Университет, безусловно, должен быть самостоятельным актором исследовательского процесса, источником появления новых технологий. И научная инфраструктура строящегося кампуса будет как раз содействовать решению этой задачи.

— Сегодня много внимания уделяется достижению страной технологического суверенитета. Что делается в НГУ для решения этой задачи?

— Мы готовим кадры для высокотехнологичных производств, создаем совместные лаборатории и другие структуры совместно с индустриальными партнерами. Примером такого рода сотрудничества является научно-образовательный центр «Газпромнефть — НГУ», в его лабораториях, в частности, идет активная работа по созданию отечественного программного обеспечения для нужд добывающих предприятий и не только. Работаем с Роскосмосом, Росатомом, другими крупными корпорациями. Конечно, пока мы находимся в начале этого большого пути. Движение по нему должно ускориться вместе с вводом научно-исследовательской части нового кампуса, но она, как вы знаете, еще только строится.

Кроме того, положение несколько осложняется тем, что в нашем регионе очень мало офисов таких крупных игроков. Но мы стараемся находить формы сотрудничества, которые позволяют обойти этот фактор. Мне кажется перспективным вариант трехстороннего сотрудничества, в котором, помимо НГУ и корпораций, участвуют научные институты. Например, с Институтом цитологии и генетики и ГК «Эфко» у нас сложилось хорошее сотрудничество в области биоинформатики, есть интересные проекты с Институтом катализа и промышленными партнерами. В ближайшем будущем мы будем развивать этот формат и с другими институтами.

— Еще одна отрасль, о которой сейчас много говорят и где наше отставание чревато тяжелыми последствиями, — микроэлектроника. В НГУ проводят исследования в этой области?

— Конечно, работами, связанными с микроэлектроникой, занимаются сразу несколько лабораторий, причем по самым разным направлениям ─ квантовой электронике, органической. Одно из главных подразделений НГУ в этой области ─ Аналитический и технологический исследовательский центр «Высокие технологии и наноструктурированные материалы» Физического факультета. В настоящее время его возглавляет академик Александр Асеев, в прошлом — руководитель Сибирского отделения РАН и директор Института физики полупроводников, одного из ведущих научных институтов страны как раз в области исследований, связанных с микроэлектроникой и разработкой элементной базы. Сейчас мы ведем переговоры с этим институтом и представителями АФК «Система» о создании совместной лаборатории.

— Поскольку мы заговорили об академике Асееве, можете ли вы прокомментировать историю с уголовным делом против него?

— Я считаю Александра Леонидовича одним из выдающихся выпускников Новосибирского госуниверситета. По-моему, он единственный из своего курса на Физическом факультете удостоен звания академика, а курс тогда был очень большой. Он много лет возглавлял Институт физики полупроводников, а затем девять лет руководил Сибирским отделением Академии наук и очень много сделал для развития отечественной науки и укрепления обороноспособности страны. В частности, под его руководством был создан Центр фундаментальных и прикладных разработок в интересах обороны, где ведутся очень важные исследования.

Что касается истории с уголовным делом, то считаю, что необходимо взвешенно и справедливо разобраться с этой историей. Что касается коттеджа, он был передан ему как служебное жилье. Это существующая практика в Сибирском отделении РАН, в таких коттеджах жили многие выдающиеся ученые. А когда в 2013 году началась реформа РАН, началась и волна приватизации этих коттеджей, в которой участвовали все их владельцы, за исключением одного, если не ошибаюсь. Так что и в этом Александр Леонидович был не одинок. Он передал в качестве компенсации в собственность Сибирского отделения свою четырехкомнатную квартиру на проспекте Академика Коптюга. Поэтому среди академического сообщества многие встревожены этим уголовным разбирательством, обвинениями заслуженного ученого в мошенничестве, и надеются, как я уже сказал, на взвешенный подход, когда будут учтены все обстоятельства, в том числе и те, что говорят в пользу Асеева.

— Возвращаясь к университету, иногда звучат сомнения, правильно ли то, что сейчас руководство НГУ делает упор на реализацию инфраструктурных проектов, а не на разработку новых учебных программ?

— Хочу подчеркнуть, что разработка и обновление учебных программ — это процесс, который идет постоянно, и развитие инфраструктуры никак его не тормозит, наоборот, придает новые возможности. Мы рассчитываем, что строительство корпуса поточных аудиторий совместно с проектным центром и научно-исследовательского центра позволит заметно усилить научно-исследовательскую и, прежде всего, технологически-инновационную деятельность наших студентов. В частности, планируется, что не менее 400 студентов будут ежегодно проходить практику в этом центре. Значительно увеличатся возможности и тех структур, которые уже сейчас действуют в НГУ, такие как Центр компетенций по новым материалам, Передовая инженерная школа, молодежные лаборатории. Они сейчас очевидно нуждаются в расширении.

И в конечном счете все это только повысит качество образования для наших студентов, поможет им раскрыть свой творческий и научный потенциал, выходить из стен университета более подготовленными к своей профессиональной деятельности.

— Ваши выпускники не только добиваются выдающихся успехов в своей карьере, чем университет может по праву гордиться, но и не забывают про свою альма матер. По крайней мере, некоторые. Известно, что часть средств на строительство нового кампуса получена в виде пожертвования от одного из них. А как сейчас в целом развивается сотрудничество НГУ со своими бывшими студентами?

— Я бы сказал, что значительная часть средств. Хорошо известно, что первая очередь кампуса мирового уровня строится за счет благотворителя.

Среди наших нынешних преподавателей большая доля выпускников НГУ, и они непосредственно каждый день вносят вклад в его развитие. Яркий пример тому — академик Асеев, о котором мы только что говорили. Но, помимо этого, есть Союз выпускников НГУ, который активно работает, организует мероприятия как в Новосибирске, Москве, так и за рубежом. Его члены часто выступают лоббистами интересов родного университета. Растут эндаументы СУНЦ НГУ (ФМШ) и собственно Союза выпускников НГУ. Конечно, пока они уступают своим аналогам в ведущих мировых университетах, но дело движется, и за счет этих средств удается, в частности, реализовывать меры поддержки для нынешних студентов. Поэтому мы благодарны всем нашим выпускникам, которые не забывают про университет и по мере сил помогают ему развиваться дальше.