Как было сказано в прошлый раз, о будущем инженеры мечтали не только в СССР, а и по всему миру. И сегодня мы поговорим о некоторых зарубежных проектах.
1. Дом будущего «Монсанто»
Сегодня «Монсанто» – многоотраслевая транснациональная компания, мировой лидер биотехнологии растений. Основная продукция сельскохозяйственного назначения — генетически модифицированные семена кукурузы, сои, хлопка, инсектициды и самый распространённый в мире гербицид «Раундап».
А в 1950-х эта компания стала лидирующим производителем пластика (включая полистирол) и синтетических волокон. И для рекламы своей продукции «Монсанто» создала весьма оригинальный «Дом будущего», разместив его в калифорнийском «Диснейленде».
Этот дом был построен в 1957 году и, по мнению создателей, должен был показать – как будет выглядеть жилье через тридцать лет, в 1986 году (с фантастическими на тот момент технологиями), а также продемонстрировать возможности пластика.
Каким же представляли «дом будущего» его создатели. Вот лишь некоторые его характеристики.
Дом был построен в форме клевера, чтобы оптимизировать пространство, которое освещают окна. Внутри почти все было сделано из пластика: сам дом, мебель, посуда. В доме была система климат-контроля, которая объединяла обогреватели, кондиционеры, вентиляцию и даже ароматизаторы, причем управлялась единой панелью. Холодильник заменяли три «холодные зоны»: холодная, морозилка и полка для облучённых продуктов.
В числе других технических новинок в доме были представлены: микроволновая печь, посудомоечная машина, моющая ультразвуком, и домофон с видеоэкраном.
Конечно, многое из вышеперечисленного сегодня и впрямь стало элементами обыденности, но тогда – смотрелось как фантастика. Неудивительно, что аттракцион пользовался большой популярностью: за десять лет существования его посетили 20 миллионов человек. Дом был настолько прочный, что сносили аттракцион с большим трудом: две недели его рубили, крошили и пилили бензопилами, отбойными молотками и грушами для сноса зданий. В конце концов разломали на мелкие куски при помощи цепей. Фундамент дома будущего остался в Диснейленде и до сих пор используется.
2. Космические поселения О’Нила
В конце 1960-х гг. физик Джерард О`Нил, преподававший тогда в Принстонском Университете, проявлял огромный интерес к освоению космического пространства. Хотя в те годы орбитальные станции ещё только планировались к отправке в космос, фантазия О`Нила уносила его в то далёкое и светлое будущее, где люди смогут мирно жить вместе в огромных космических городах.
Так родился его проект космического поселения, точнее, ряд проектов. Первый стал известен под названием «Island I» («Остров I») или «Sphere» («Сфера»). Он представлял собой кольцевидную станцию диаметром в полкилометра, внутри которой располагались жилые и научные отсеки.
Однако физику он показался недостаточно большим и позже этот проект был развит в «Island II». Диаметр этого сооружения составлял уже 1600 метров. Интерес к сферическим конструкциям проявило NASA, которое совместно с сотрудниками Стенфордского Университета разработало свой вариант станции – т.н. «Стэнфордский тор».
Но наиболее грандиозным стал проект «Island III», подготовленный О`Нилом вместе со студентами Принстонского Университета. Он был опубликован в 1974 году в научной прессе, а затем – описан автором в фантастической книге «Высокий рубеж».
«Остров-3» представлял собой космическую станцию из двух цилиндров, вращающихся в противоположных направлениях. Каждый цилиндр был 8 км в диаметре и 32 км в длину. Концы цилиндров соединяются специальными стержнями через систему подшипников. Внутреннее пространство каждого цилиндра горизонтально делится на шесть равных отсеков: три из них вмещают жилые пространства и ещё три представляют собой прозрачные окна, пропускающие солнечный свет, отраженный специально установленными для этого зеркалами. Чтобы разбитое стекло не привело станцию к катастрофическим последствиям, окна делятся алюминиевыми рамами на множество маленьких частей. Для имитации земной гравитации в жилых отсеках цилиндрам необходимо совершать около сорока поворотов в час, считал автор проекта.
Вместе с тем, атмосферное давление внутри «Острова III» было лишь в половину земного – это было сделано для уменьшения нагрузки на внешнюю оболочку космического поселения. Кроме того, состав атмосферы отличался бы от земной, так как содержание азота в ней повышалось на 30%. Теоретически этого было бы достаточно для обеспечения защиты обитателей от космических лучей.
Проблема внутреннего освещения решалась использованием огромных зеркал, установленных на внешней поверхности цилиндров, и световых окон. «Ночью» зеркала полностью зарывались, что создавало бы ощущение темного времени суток. В течении «дня» зеркала должны были изменять свой угол, для получения эффекта движения солнечного света на Земле.
В его проекте был еще целый ряд интересных и неординарных для своего времени инженерных решений. К примеру, схема вращения станции не требовала использования двигателей. Их заменял специальный механизм, напоминающий маховик.
Интересно, что «Остров-3» создатели культового американского фантастического сериала «Вавилон-5» использовали как основу для макета своей станции (на которой происходят основные события сериала). А вот на практике мы пока далеки от воплощения смелых идей физика: слишком больших ресурсов требуют столь амбициозные проекты.
3. Телевидение на запястье
Гораздо лучше обстоят дела с реализацией другого проекта, который тоже в свое время казался современникам «чистой фантастикой».
В апреле 1960-го воскресный выпуск футуристического комикса «Ближе, чем мы думаем!» представил концепт часов с небольшим телеэкраном — практически точный визуальный прототип всех современных умных часов. Впрочем, просмотр развлекательных шоу по пути на работу казался его автору - иллюстратору и технооптимисту Артуру Радебо - слишком тривиальной целью. По его мнению, пользователи устройства будут смотреть по телечасам трансляцию с Луны. Два года спустя идею Радебо подхватила компания Bell Telephone System, представив гаджет как устройство видеосвязи будущего в своей рекламе-комиксе в журнале Boys’ Life.
«В более отдалённом будущем любой сможет иметь при себе телефон, куда бы он ни отправился, и даже носить его прямо на запястье», — предсказывает один из героев; он оказался прав.
Кстати, во многом это стало возможным благодаря развитию технологии сенсорных экранов, которая, в свою очередь, опирается на фундаментальные научные открытия российских физиков (за которые Жорес Алферов удостоен Нобелевской преми).
А Артур Радебо выпустил еще немало интересных концептов и плакатов. Эти плакаты остаются одними из самых выразительных образцов футуристической графики своего времени. Они лишены примитивности и наивности, которые обычно свойственны подобным плакатам. И кстати, он оказался неплохим предсказателем: часы с телеэкраном – не единственный сбывшийся прогноз. Есть на его картинах (еще 1940-х годов) монорельсы, системы дистанционного обучения и многое другое.
Наталья Тимакова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии