В Новосибирске собираются торжественно отметить 60 лет со дня учреждения Новосибирского научного центра. Юбилеи у нас – по давно сложившейся традиции – свято чтут и неизменно отмечают. Мэрия Новосибирска, как рассказал журналистам начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Александр Люлько, уже подготовила по этому поводу солидный план мероприятий. Ученые, наверное, должны быть рады такому вниманию со стороны городского руководства. Без сомнения, мы услышим много хороших и теплых слов, увидим много поздравлений. Мало того, нам обещают некий креатив. В общем, праздник должен получиться на славу, в чем я совершенно уверен.
Не хотелось бы, конечно, омрачать столь радостное событие, однако как человек, в течение четырех лет внимательно отслеживающий ситуацию в нашей науке, не могу не обратить внимания на непарадную, теневую сторону отношений между наукой и властью. Увы, несмотря на юбилейную дату, настроение у представителей академической общественности особо праздничным назвать нельзя. И главный вопрос в том: что ждет нашу науку после торжественных мероприятий?
Начну с того, что правительство РФ уже успело по своему «поздравить» ученых, приняв решение сократить финансирование научных исследований на период 2017 – 2019 годов на 19 миллиардов рублей. В принципе, ничего удивительного в этом решении нет. Но я напомню, что еще год-полтора назад в нашей научной среде были несколько иные ожидания. Многие тогда надеялись, будто выбранный руководством России курс на импортозамещение сделает науку крайне востребованной в глазах руководства страны, а значит, впереди нас ждет солидное финансирование стратегически важных направлений исследований.
Разговоров на эту тему прозвучало очень много. И надежды на лучшее, надо сказать, были совершенно искренними. В какой-то мере они подпитывались некоторыми постановлениями и законопроектами, направленными на реализацию поставленных целей, где науке отводилась ведущая роль. Взять, например, тему восстановления отечественного семеноводства, выведения современных сортов зерновых, кормовых и овощных культур, развития новых направлений в области селекции. Ведь зависимость от импорта здесь колоссальная, чего в правительстве не только не скрывали, но даже специально поднимали этот вопрос, обсуждая проблему продовольственной безопасности. Параллельно обсуждались важнейшие прорывные направления: аддитивные технологии, робототехника, новые материалы, альтернативная и распределенная энергетика, экологически безопасная переработка отходов, квантовые компьютеры, биомедицина и даже вопросы термоядерного синтеза.
Казалось, вот-вот, и государство инициирует что-то грандиозное. Правительство как будто сделало первый шаг навстречу ученым, а за ним последуют новые шаги. По крайней мере, кто-то всерьез рассчитывал на то, что в столь ответственный момент будут хотя бы пересмотрены и отменены самые неприглядные инициативы в рамках так называемой реформы РАН.
И вот правительство (прямо в канун Дня науки) преподнесло очередной «сюрприз» в виде сокращения расходов на научные исследования. Понятно, мы живем сейчас не в самое лучшее время. Но параллельно то же правительство изыскало сопоставимые миллиардные суммы на достройку помпезных стадионов. Выходит, что проведение чемпионатов для руководителей страны куда важнее, чем научные исследования. Тем самым приоритеты были обрисованы отчетливо и недвусмысленно. В то же время реформа РАН идет по плану, и у нас нет никаких оснований предполагать, что наверху намерены свернуть с выбранного пути. Умному, как говорится, достаточно, чтобы понять особенности проводимой политики. Конечно, на импортозамещение некоторые деньги выделили, но совсем не в тех объемах, которые бы обеспечили нужный результат.
В сложившихся условиях ученые очень сильно надеются найти поддержку на местах. Новосибирск, имея репутацию «интеллектуальной столицы» Сибири, мог бы в этом плане сильно выделиться на фоне других городов страны. Собственно, руководство города с определенных пор именно так и ставит вопрос, регулярно делая реверансы в сторону СО РАН. Напомню, что еще в июне 2015 года между мэрией Новосибирска и руководством СО РАН в торжественной обстановке было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере развития городского хозяйства. Специально обращаю внимание, что речь в документе шла не о проведении мероприятий. Речь шла именно о городском хозяйстве. То есть сотрудничество предполагало решение сугубо утилитарных, прикладных задач.
К чему я это напомнил? К тому, что два института СО РАН, принимавшие активное участие в разработке данного документа, - Институт теплофизики СО РАН и Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН - до сих пор не заключили с новосибирской мэрией ни одного хозяйственного договора. Повторяю – ни одного! И проблема не в том, что институтам нечего предложить. И даже не в том, что у мэрии нет необходимых денежных средств. Вы будете смеяться, но вопрос упирается в чисто бюрократические препоны, о которых в руководстве города почему-то совершенно не задумывались, когда с большой помпой, в присутствии журналистов раздавали ученым обещания и подписывали совместные декларации.
В чем здесь подвох? Дело в том, что мэрия может спокойно раздавать деньги промышленным предприятиям (да-да, именно так), может выделять гранты молодым ученым, однако у нее возникнут большие проблемы в случае взаимодействия с институтами СО РАН как с хозяйствующими субъектами. Из-за существующего бюджетного правила ни один департамент, связанный с городским хозяйством, не сможет обосновать выделение денег на оплату конкретных услуг со стороны той или иной научной организации. Для этого необходимо принять соответствующие программы, согласовать их с депутатским корпусом и, естественно, отчитываться перед депутатами по всем затратам.
Я описал ситуацию только в общих чертах. При детальном рассмотрении всё окажется еще сложнее. Ведь программу, например, должны составить квалифицированные специалисты. А они, в основном, работают в научных организациях. Их работа над программой также будет считаться услугой, и чтобы оплатить эту услугу, необходимо… В общем, вы поняли, какой там вырисовывается замкнутый круг. Просто так раздавать деньги можно без всяких программ, а вот чтобы заказать институту, к примеру, исследование по решению проблем с утилизацией мусора или исследование по снижению энергозатрат, придется пройти семь кругов ада. Руководители профильных департаментов это знают и предпочитают лишний раз не нагружать себя борьбой за всякие там инновации, поскольку для них подобные нововведения – одна сплошная «головная боль».
Отметим, что этот нелепый порядок установился в Новосибирске давно, а новое руководство, к сожалению, не приложило серьезных усилий к тому, чтобы в корне его изменить. И поэтому пописанное Соглашение не имеет достаточной юридической силы, чтобы стать по-настоящему работающим документом.
Правда, ходят разговоры, будто руководство города намерено все-таки изменить ситуацию. Если это так, то у наших ученых есть шанс увидеть свет в конце тоннеля. Но мы должны понимать, что проблема не решается только лишь усилиями со стороны мэра. Как бы искренне он ни пытался привлечь ученых к сотрудничеству, устоявшиеся правила придется менять совокупными усилиями депутатов городского Совета. И все ли они готовы к таким переменам – большой вопрос.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии