«Тяжелый ручной труд на селе уходит в прошлое…» - с такой уверенностью у нас рассуждали в конце 1950-х годов, уповая на то, что научно-технический прогресс радикально изменит сельхозпроизводство. По меркам нынешних реалий подобные заявления звучали слишком самонадеянно для тех лет, когда еще вовсю применялась конная тяга, но они, если хотите, отражали дух той оптимистической эпохи.
Подчеркнем, что вера в торжество машин, призванных вытеснить ручной труд в сельском хозяйстве, покоилась отнюдь не на кабинетных фантазиях. В наше время уже не принято вспоминать о реальном опыте комплексной механизации, который когда-то, более полувека назад, демонстрировали передовые хозяйства, работавшие в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами. Такой опыт был, и его весьма полезно вспомнить как наглядный пример продуктивного взаимодействия науки и производства.
Для начала разберемся, что значит «комплексная механизация»? В данном случае мы говорим о механизации абсолютно всей технологической цепочки: начиная от выращивания рассады до уборки урожая, его сортировки и погрузки. Такой подход позволял сократить применение ручного труда чуть ли не в десять раз! Сейчас верится с трудом, но такие примеры в нашей стране уже были в конце 1950-х. Почему мы об этом вспоминаем? Как мы знаем, в советские годы наше сельское хозяйство постоянно испытывало дефицит рабочих рук. Дело дошло до того, что во время страды в поля толпами направляли горожан – школьников, студентов, преподавателей, заводских рабочих и даже сотрудников научных институтов.
В 1970-80-е годы такая практика стала вполне заурядной, и возникало впечатление, что государственно-колхозная система никак не совместима с внедрением передовых технических разработок, способствующих оптимизации трудовых процессов. Однако это не совсем так. Научные подходы к организации труда имели место. Мало того, были очень хорошие примеры благотворного взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, когда те предлагали селянам передовые технические разработки, а не дешевые рабочие руки.
Вот один из таких примеров. В 1957 году Научно-исследовательский институт овощного хозяйства основал в подмосковном совхозе «Большевик», расположенном на Приокской пойме, свой опорный научный пункт. Сотрудничество с сельскими тружениками оказалось весьма плодотворным. Научные работники вместе с рабочими и техническими специалистами совхоза осуществили ряд мероприятий, благодаря которым это специализированное хозяйство стало высокопроизводительным и (что особо важно) рентабельным. Так, в 1960 году здесь было произведено 45 тысяч тонн различных овощей по средней себестоимости одного килограмма менее 15 копеек (по тогдашнему уровню цен).
Каким путем добились таких результатов? Выше мы уже говорили о дефиците рабочих рук, который особо ощущался во время страды. Так вот, как отмечали корреспонденты того времени, в полях совхоза «Большевик» почти не было видно людей. И, тем не менее, работа там кипела. Благодаря сотрудничеству с научной организацией, большую часть рутинных операций удалось осуществлять с помощью машин – от посева до уборки включительно. И если изначально к полевым работам приходилось регулярно привлекать доярок, скотников и строителей, то после трехлетнего сотрудничества с научно-исследовательским институтом даже появились «лишние» руки, которые приходилось дополнительно чем-то занять.
Именно ученые предложили руководству совхоза заменить ручной труд механизированным. Что получилось в итоге? Например, при использовании ручного труда для высаживания капустной рассады на площади в четыре гектара требовалось не менее ста человек, трудившихся целый день. После внедрения специального агрегата с этой задачей спокойно справлялась бригада из десяти человек! Агрегат назывался НРМ – «навесная рассадопосадочная машина», созданная работниками упомянутого Института. Один такой агрегат был рассчитан на обработку четырех га в течение рабочего дня, для чего требовался всего один тракторист и примерно десять помощников, подвозивших на поле ящики с рассадой и баки с водой. Никакой мобилизации доярок, скотников и строителей уже не требовалось.
Важный технологический момент. Для такой механизированной посадки нужно было наладить производство торфоперегнойных кубиков, питающих рассаду. С их заготовки, собственно, и начинался весь процесс. Формовка кубиков начиналась еще зимой, с помощью специальных станков в обогреваемых помещениях. Одна бригада могла изготовить за смену 30 – 40 тысяч штук. Затем в обогреваемых парниках начиналась выгонка рассады. Такая организация производственного процесса позволяла только на посадочных работах сэкономить более 140 тысяч рублей (как раз за счет многократного сокращения ручного труда). И что не менее важно: благодаря механизации посадочные работы заканчивались на 10 – 13 дней раньше.
Помимо этого, происходила и механизация процесса ухода за растениями. Причем, если верить советской прессе тех лет, немалую роль в этом деле сыграли рациональные предложения со стороны работников совхоза. Так, ими были изобретены и сконструированы трехсекционный навесной и односекционный прицепной культиваторы с набором рабочих приспособлений. Эти культиваторы позволяли обрабатывать междурядья и сокращать затраты труда в 5 – 6 раз при последующей ручной обработке рядков. Чтобы лучше использовать технику при уходе за растениями, работники совхоза применили рекомендованную учеными двухстрочную схему посева. Результаты превзошли все ожидания. Как выяснилось, площадь, доступная обработке культиватором, увеличилась вдвое. При этом урожай свеклы с таких участков доходил до 30 тонн с гектара, в то время как на участках, где использовался привычный многострочный посев, урожайность не превышала 27 тонн с гектара.
Что касается уборки урожая, то совхозные рационализаторы также внесли сюда свою лепту. Например, для уборки картофеля стали применят специальную скобу, переоборудованную из свеклоподъемника. В итоге затраты труда по сравнению с производительностью конных орудий сократились в 5 – 7 раз, а в сравнении с ручным выкапыванием – в 12 – 15 раз. В 1960 году овощеводы испытали новый навесной корнеплодоподъемник, управляемый уже не прицепщиком (как в предыдущих моделях), а самим трактористом. Утверждалось, что эту конструкцию также разработали технические специалисты совхоза. Простота данного устройства и высокая маневренность подъемника позволяли всего лишь ОДНОМУ трактористу за 10 часов убрать урожай на площади 6 гектаров! Параллельно был механизирован и процесс укладки овощей в тару и погрузки в грузовики. Для этой цели применялись сортировочные машины и специальные контейнеры.
В целом возникает ощущение, что в далеком 1960 году в отдельно взятом совхозе предвосхитили будущее, воплотив его в жизнь. Чтобы дополнить картинку, упомянем, что в те годы советские инженеры-конструкторы всерьез занимались разработкой тракторов с дистанционным управлением. Именно об этих машинах с таким воодушевлением рассказывает героиня популярного когда-то фильма «Дело было в Пенькове». Почему красивая мечта так и не воплотилась в жизнь? Пожалуй, на то были свои причины. Но вряд ли они имеют отношение к науке и техническому творчеству.
Николай Нестеров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии