Первым делом самолеты

Обычный перелет на самолете способен перевернуть жизнь! Об этом не понаслышке знает сотрудница Института математики Мария Карманова, которая много лет подряд восстанавливает советский пассажирский реактивный самолет ТУ-104А. Еще совсем недавно он был в плачевном состоянии: кабина полна мусора, сидения выброшены, помещения забиты хламом, на панелях и приборах следы от воздушного ружья, на стенах надписи «Искитим» и т. д. Теперь самолет под охраной.

Красавец ТУ-104А приземлился на бердском аэродроме в 1978 году. С тех пор машина не поднималась в небо, не совершала полетов. Так бы и закончился век железного судна – в разобранном на запчасти виде, если бы порог кабины пилота в 2009 году не перешагнула аспирант Мария Карманова. И вот уже более пяти лет, ранней весной и поздней осенью, теперь уже доктор физико-математических наук проводит в аэроклубе все свое свободное время, по крупицам восстанавливая самолет.

Не побоявшись взять в свои нежные руки этот процесс, Мария связалась с людьми, которые когда-то летали на подобных судах, сама начала искать в интернете недостающие запчасти. Однажды, по словам девушки, ей удалось заполучить руководство по летной эксплуатации и описание спецоборудования ТУ-104А. Однако в нем не нашлось ответов на многочисленные вопросы: книга вышла в конце 50-х годов, а самолет пролетал до 78-го, и за это время не раз был модернизирован. Кое-что пришлось додумывать, искать фотографии кабины и предполагать, где что должно быть.

Этот самолет развивался на заре пассажирской авиации. Многие вещи, которые сейчас кажутся авиастроителям очевидными, тогда только появлялись. На этом самолете оттачивались некоторые механизмы, он тяжелый (в разобранном состоянии весит более 35 тонн) и очень шумный.

Красавец ТУ-104А приземлился на бердском аэродроме в 1978 году За время неспешного восстановительного процесса у Марии появились помощники. Кто-то помогает словом, кто-то – делом. Например, Илья Аксарин – авиационный специалист широкого профиля, как он сам себя называет, в 2012 году примкнул к занятиям Марии. Теперь его работа подразделяется на «политическую» (налаживание внешних связей с конструкторскими бюро и заводами) и собственно техническую – самостоятельно молодой человек ставит запасные части на самолет, которые удалось добыть, починить или купить (за собственные, к слову, деньги).

«Чтобы достать документы, съездил в Москву, в КБ «Туполева», рассказал, что мы здесь делаем. Показал фотографии. Сотрудники бюро оказали всяческую поддержку, помогли обратиться за помощью, чтобы нам выдали документацию. Подсказали, где можно найти запчасти на эти самолеты», – рассказывает Илья Аксарин.

Задача, поставленная Ильей перед самим собой, глобальнее – изучить оставшиеся на территории России аналогичные самолеты. Всего их девять, на пяти из них он уже побывал. «Летающих «сточетверок» давно уже нет. Относительно целый самолет стоит в поселке Мунино Московской области, на нем летал Гагарин и использовал его как лабораторию для невесомости. Еще один «гагаринский» самолет стоит на Чкаловском аэродроме в Москве, третий – установлен в качестве памятника у одного из московских аэропортов. Я не добрался лишь до Саратова, Рыбинска и Омска – там ТУ в почти разобранном состоянии. Еще аналоги ТУ-104А есть в Томске и Екатеринбурге», – перечисляет авиационный специалист.

Для того чтобы поднять самолет в небо, нужно более 100 млн рублей. Специалисты конструкторского бюро, которые когда-то собственно и разрабатывали этот самолет, говорят, что запаса прочности у него хватит, чтобы подняться в воздух и даже взлететь с этого аэродрома. Но для этого потребуется много сил и работы.

На сегодняшний день сделано уже немало: собраны все приборные доски, и командира, и второго пилота, место бортинженера. Но сделать предстоит еще достаточно, уверены любители авиации.