Мы уже неоднократно поднимали тему превращения отходов в доходы. К энергетике это относится не в последнюю очередь. Напомним, что миллионы тонн органических отходов являются в потенциале серьезным энергетическим ресурсом, способным составить конкуренцию ископаемому топливу. Эта тема не так давно была весьма популярна во всем мире ввиду того, что она легко укладывается в рамки «зеленого» энергетического перехода. И, судя по всему, ее актуальность до сих пор не утрачена.
В свое время мы весьма подробно освещали соответствующие разработки ученых Академгородка. Так, в Институте теплофизики СО РАН была разработана технологиях эффективного сжигания соломы и иных растительных отходов. В Институте химии твердого тела и механохимии СО РАН создали технологию переработки непищевых растительных остатков, богатых целлюлозой. Целлюлоза отделялась от лигнина и шла на получение биоэтанола, который можно использовать как моторное топливо. В Институте цитологии и генетики СО РАН уделяют внимание выращиванию такого источника целлюлозы, как мискантус. Посадки данной культуры можно также рассматривать в энергетическом ключе. Причем, что очень важно, это направление четко соответствует глобальному курсу на снижение так называемого углеродного следа. Кроме того, в Новосибирской области есть хороший опыт по производству биогаза (о чем мы также писали).
В общем, работа в указанном направлении идет. Однако, как это очень часто бывает, не все научные разработки вписываются в «генеральную линию» нашего государства. В частности, альтернативной энергетике на самом высоком уровне не уделяется должного внимания. Поэтому указанные разработки вряд ли имеют большие шансы на масштабное применение. Если брать основные положения нашей энергетической стратегии, то там приоритеты выстроены традиционно: на первое место выдвигаются ископаемое топливо и «мирный атом». Судя по всему, переработка отходов в целях получения нового источника энергии не включается в грандиозные планы руководства страны. И это несмотря на то, что у нас уже есть серьезные наработки в этой области. Мало того, наши специалисты даже оказались востребованными в некоторых странах так называемого Глобального Юга.
Дело в том, что Глобальный Юг, сосредотачиваясь в течение многих лет на развитии сельского хозяйства, имеет огромное количество органических отходов – при одновременном дефиците электроэнергии в сельских районах. Отсюда логически напрашивается необходимость превратить всю эту органику в полезную энергию, которая позволит селянам приобщиться к благам цивилизации. Решение, как видим, подсказывает сама жизнь.
Так, еще в 2009 году вышла в свет совместная публикация малазийских ученых об использовании банановой биомассы в качестве потенциального источника возобновляемой энергии. Авторы публикации исходят из того, что эпоха ископаемого топлива не может продолжаться долго, поэтому необходимо ориентироваться на возобновляемые источники энергии. В данном случае речь идет о гидроэнергетике и использовании биомассы. Биомасса представляет особый случай. В Малайзии данному направлению придается серьезное значение, поскольку эта страна весьма богата сельскохозяйственными и лесными ресурсами. Показательно, что согласно энергетической стратегии руководства Малайзии, возобновляемая энергия объявлена пятым видом «топлива» в структуре национального энергоснабжения. С этой целью правительство ПООЩРЯЕТ использование для производства энергии возобновляемых ресурсов, включая и биомассу.
На первом месте в этой стране значатся отходы производства пальмового масла. Этих отходов действительно много и их утилизация является одной из проблем, над которой ломают головы ученые (включая, кстати, и ученых СО РАН, имеющих научные контакты со своими малазийскими коллегами). Однако масличной пальмой ограничиваться не стоит, считают авторы статьи. По их мнению, нельзя сосредотачиваться только лишь на одном источнике. В этой связи большой интерес представляет банановая биомасса.
Банановое растение, объясняют авторы, выбрано в силу его высокой доступности. Оно широко культивируется и очень быстро растет. Самое важное – оно плодоносит всего один раз, подобно известным однолетним растениям вроде томатов и баклажанов. Иными словами, сняв урожай бананов, в вашем распоряжении остается вся оставшаяся часть, которую сразу же необходимо как-то утилизировать. Эта биомасса является серьезным энергетическим ресурсом. Ее можно превратить в энергию тремя различными способами: 1) банально сжечь в топке; 2) подвернуть термохимической переработке, получив на выходе горючий синтез-газ и твердый углеродный остаток; 3) подвергнуть сбраживанию для получения биогаза и органических удобрений.
Общая площадь банановых плантаций в Малайзии превышает 30 тысяч га. Теоретически, этой биомассы будет достаточно до выработки 950 МВт электрической энергии, что составит примерно половину от тех планов, что намечены правительством по части развития возобновляемой энергетики. В общем, банановая тема была здесь поставлена своевременно. Однако, указывают авторы, на этом пути существуют трудности как технического, так и экономического порядка. Серьезного опыта по созданию «банановой энергетики» в мире пока что нет, включая и Малайзию. И все же, поиски оптимальных решений ведутся. Причем, не только в «банановых республиках» вроде Зимбабве, но даже в такой стране, как Австралия. Еще интереснее то, что этой темой активно занимаются в Великобритании.
Разработчики уверяют, что только за счет бананов можно обеспечить электричеством половину сельского населения Пакистана! По их подсчетам, отходы банановых плантаций этой страны способны дать 57 488 миллионов кубометров горючего газа. В настоящее время Пакистан (как, впрочем, подавляющее большинство стран Глобального Юга) опирается на ископаемое топливо (покупаемое, в том числе, и в России). Как отмечается в статье, развитие этой технологии имеет большое значение для сельских районов Пакистана, испытывающих нехватку надежных источников энергии. Переработка отходов, таким образом, поможет одновременно решить и задачу утилизации органики, и задачу преодоления энергетического дефицита.
Разумеется, мы не собираемся переоценивать этот «банановый» тренд в энергетике. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что речь идет и мировой тенденции, где активное участие принимают страны Глобального Юга – наши нынешние стратегические партнеры. Полагаем, что российскому руководству стоило бы принимать во внимание данное направление при составлении собственной энергетической стратегии. Ведь если «банановая энергетика» раскроет свои положительные стороны на практике, упомянутые миллионы кубов возобновляемого топлива составят реальную конкуренцию российским углеводородам.
Чтобы было понятно, упомянем очень важного сегодняшнего торгового партнера России – Индию, которая частично компенсировала нашу потерю европейского углеводородного рынка. Индия производит 35 миллионов тонн бананов (то есть готовой продукции). Такие объемы говорят о сотнях миллионов тонн банановой биомассы, которая при удачном развитии указанного тренда даст этой стране сотни миллионов кубов горючего газа. Сельские районы Индии (как и сельские районы Пакистана) весьма слабо электрифицированы. Следовательно, есть насущная необходимость массово внедрять такие технологии. И эта тенденция вполне может стать «заразительной» как раз для наших сегодняшних геополитических союзников со стороны Глобального Юга. В этом контексте разработки в области «банановой энергетики» окажутся не такими уж забавными, как может показаться на первый взгляд.
Николай Нестеров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии