Остепененных по мобилизации считают


Немного статистики о мобилизационнм ресурсе науки
07 октября 2022

В научно-образовательной сфере частичная мобилизация породило множество разнонаправленных процессов. Одной из причин тому были недосказанности в отсрочках для студентов – и вот в День учителя президент Владимир Путин восстановил справедливость. Все очники и вечерники будут учиться, а не воевать.

Более нишевые вопросы – о профессорско-преподавательском составе университетов, о научных сотрудниках и в целом обо всех, кто занимается исследованиями и разработками.

Интуитивно вроде бы понятно, что мобилизовывать людей с научными заслугами, а тем более – работающих по профилю, это нерационально. Метафора с микроскопом и гвоздями тут актуальна как никогда.

В инфопространстве регулярно появляются различные «инсайды» и версии событий – почему до сих пор кандидаты и доктора наук не получили свои отсрочки. Кто-то списывает это на недостаток мотивации у ключевых акторов, иные говорят о внутренней грызне в тесном мирке научно-образовательных элит.

Мы же решили оценить – насколько трагичным для мобилизации стали бы отсрочки всем докторам и кандидатам наук. В этом нам поможет статистический сборник «Индикаторы науки – 2022», который издается под эгидой НИУ ВШЭ. Это самый новый выпуск, но данные в нем в основном приведены по 2020-му году. Впрочем, в интересующих нас показателях динамика перемен весьма слабая.

Всего в стране – 24 473 докторов и 74 649 кандидатов наук обоего пола. Мужчин – 17 731 доктор и 42 851 кандидат. 

Возьмем возрастные группы до 49 лет. Хотя логичнее было бы до 39, но у военкоматов всегда есть простор для самодеятельности. Итак, у нас есть 2 010 докторов наук и 21 320 кандидатов. Предположим (а это очень вольная выйдет фантазия) что у всех них нет брони по ОПК, 4-х детей и прочих уважительных причин для отсрочки. И да, они все идеально здоровы, кто-то отслужил срочную, кто-то закончил военные кафедры, но все они обладают нужным ВУСом и требуемым опытом. 

Если верить тиражируемым в СМИ и регулярно подтверждаемым в самых высших эшелонах данным, то мы имеем дело с мобилизацией лишь 1% от всех тех, кто находится в запасе. И для наших «остепененных» товарищей это будет 233 человека. В масштабах объявленных 300 000 мобилизуемых – это 0,07%. 

Вряд ли мобилизация сорвется от того, что 233 кандидата или доктора наук не попадут под нее. 

Много параллелей проводится между Великой Отечественной войной и Специальной военной операцией – но тогда у ученых бронь была. Другой ракурс: почему от призыва степень освобождает, а от мобилизации нет?

IT-специалисты, конечно, стране нужны, но что-то подсказывает, что общее количество забронированных айтишников уже в разы, если не на порядок превышает количество кандидатов и докторов наук до 49 лет. 

Президент часто говорит, что тяга к справедливости является одной из ключевых духовно-нравственных ценностей нашего большого и многонационального русского (российского) народа. Кажется, что по-хозяйски рачительное распоряжение человеческим капиталом в условиях частичной мобилизации – прекрасное пространство для реализации идей справедливости на практике. Особенно на фоне стартовавшего Десятилетия науки и технологий.