Профсоюз работников РАН выступил с предложениями по совершенствованию расшатанной нескончаемыми реформами системы управления академическими институтами. В опубликованном на сайте организации обращении к министру науки и высшего образования РФ Михаилу Котюкову отмечается, что принципиальная позиция профсоюза остается неизменной: без существенного увеличения финансирования науки решить поставленные перед ней президентом страны задачи невозможно. Однако очень важно еще и добиться максимально эффективного использования выделяемых средств.
В письме перечисляются административные проблемы, которые мешают работе ныне подведомственных министерству научных структур, и предлагаются подходы к решению назревших вопросов.
Какие же “болевые точки” в системе управления исследовательскими организациями видят в профсоюзе? Первое предложение – обеспечить доступность для руководства институтов информации об объемах и сроках получения средств, выделенных на выполнение государственных заданий.
Деньги на госзадания являются основным источником финансирования для большинства научных организаций, они поступают регулярно и определяют стабильность работы НИИ, констатируют авторы обращения. Ранее директора институтов четко знали, что и когда они получат из бюджета. Однако в 2017-2018 годах в научные структуры начали приходить немалые дополнительные средства на выполнение майского “зарплатного” указа Президента РФ 2012 года. Так, в нынешнем году, по данным профсоюза, вдобавок к ранее запланированному базовому финансированию (которое составляет примерно 58 млрд рублей) институтам должно быть направлено еще около 24 млрд.
Казалось бы, такому факту можно только порадоваться. Однако с этими деньгами возникло много проблем: их объем заранее не был известен, да и статус долго оставался непонятным. Поначалу предполагалось пускать дополнительные средства на повышение зарплат научных работников безо всяких условий, но в 2018 году с институтов стали требовать пропорционального финансовым “вливаниям” увеличения показателей результативности, в частности публикационной активности.
“Несмотря на то, что в результате институты были проинформированы о размерах дополнительных средств на 2018 год, они оказались в состоянии дезориентации, и их руководители иногда предпринимали непоследовательные и необоснованные действия”, – говорится в обращении профсоюза.
– Для нормальной работы организациям необходима финансовая стабильность, хотя бы в части обеспечения госзаданий, – поясняет председатель Профсоюза РАН Виктор Калинушкин. – Директора должны знать, какие средства они гарантированно получат, в идеале – иметь такую информацию на несколько лет вперед. В этом случае они смогут заранее продумать, как использовать эти деньги максимально эффективно.
В принципе до руководства институтов доводятся графики распределения финансирования по кварталам. Но в то, что они будут выполняться, мало кто верит. Даже при наличии резервов организации не вкладываются в развитие: не принимают новых сотрудников, не увеличивают размер гарантированных выплат. Мы призываем Минобрнауки, озвучивая размер бюджета НИИ, четко заявлять, что указанные цифры могут измениться в сторону уменьшения только в одном случае: если Академия наук не утвердит представленные институтом темы.
Кроме того, уверены авторы обращения, необходимо срочно скорректировать порядок распределения дополнительных средств как между подведомственными Минобрнауки исследовательскими организациями, так и внутри НИИ. По данным профсоюза, у министерства есть схема распределения дополнительного финансирования в 2019-2021 годах и конкретные расчеты по институтам, согласованные с руководством РАН. “Было бы целесообразно довести эти данные до институтов после корректировки и уточнения суммы дополнительных средств, которое произойдет в процессе принятия федерального бюджета, - говорится в письме. - Это позволит институтам увереннее планировать свою деятельность и активнее вести кадровую политику”.
Что касается распределения дополнительных “указных” средств внутри научных организаций, то, по сведениям профсоюза, в большинстве из них доплаты осуществляются на основе существующих положений о стимулирующих выплатах. “Эти локальные нормативные акты были приняты в других обстоятельствах, в том числе в расчете на существенно меньший размер средств, – отмечается в обращении. – Поэтому и сам принцип распределения, и периоды времени, которые принимаются в учет при оценке продуктивности работы, вызывают споры и конфликты”.
Крайне актуальной проблемой в профсоюзе считают разработку для академических институтов новой системы оплаты труда. Ранее, в бытность ФАНО, действовало сформированное при участии отраслевых профсоюзов и утвержденное приказом федерального агентства “Примерное положение об оплате труда работников государственных федеральных бюджетных и автономных учреждений сферы научных исследований и разработок”. На его основе институты принимали свои внутренние нормативные акты по оплате труда.
Практика показала, что наличие Примерного положения существенно уменьшило число потенциальных конфликтов и снизило уровень социальной напряженности, отмечается в письме. Поэтому Профсоюз РАН предлагает Министерству науки и высшего образования РФ подготовить аналогичный документ и выражает готовность принять участие в этой работе.
В новом положении, по мнению ученых, должны быть отражены важные перемены, произошедшие в последние годы. Так, в связи с увеличением в 2018 году минимального размера оплаты труда и принятием решения о его ежегодной индексации возникли новые требования к сетке должностных окладов.
Требуют урегулирования и другие, не менее острые вопросы. Поступление в институты дополнительных “указных” средств и выплата их в виде стимулирующих надбавок привели к тому, что доля гарантированных выплат (окладов) уменьшилась до 10-20% от общего фонда оплаты труда. Это противоречит “Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений”, ежегодно принимаемым Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также Межотраслевому соглашению по институтам РАН.
Авторы письма выражают тревогу в связи с тем, что отсутствие общих, “отраслевых”, рекомендаций приводит к разнобою в системах оплаты труда, нарушению прав работников и ухудшению атмосферы в коллективах.
С точки зрения профсоюза, в тщательной проработке нуждается целый комплекс вопросов, связанных с трудовыми отношениями. Единые рекомендации должны быть приняты также и по так называемым “эффективным контрактам”. Этот новый тип трудового договора (в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда и меры социальной поддержки), в соответствии с принятой правительством программой совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, необходимо было заключить с бюджетниками до начала 2018 года.
В обращении профсоюза отмечено, что “старое” Министерство образования и науки, отвечавшее за нормативно-правовое регулирование в сфере научной и научно-технической деятельности, не разработало для ученых макета новых трудовых договоров. Не получив методической поддержки от министерства, институты использовали для работников “сквозных профессий” (управленческий и технический персонал) модели, заимствованные у других ведомств, а для научных сотрудников установили правила самостоятельно.
При их составлении за основу, как правило, брались старые соглашения, которые создавались во времена сметного финансирования институтов. Сейчас механизмы работы научных учреждений и порядок финансирования исследовательской деятельности совершенно другие. Необходимо внести соответствующие изменения в систему оплаты труда и в содержание новых трудовых договоров. В своем обращении Профсоюз РАН заявляет о необходимости разработать с использованием накопленного в организациях положительного опыта типовые формы документов, которые могли бы использовать институты.
Еще один назревший, по мнению профсоюза, вопрос – об учете распределения рабочего времени в условиях множественности источников финансирования.
– Помимо субсидий на выполнение госзаданий институты все больше привлекают средства ведомств, фондов, госкомпаний, коммерческих структур, – рассказал Виктор Калинушкин. – Условия предоставления этих средств часто подразумевают указание в трудовых договорах должностных обязанностей участвующих в таких работах сотрудников и затрачиваемого на них времени. При этом исполнители уже состоят с институтом в трудовых отношениях и имеют действующие трудовые договоры. Значит, в них должны вноситься изменения, обеспечивающие совмещение должностных обязанностей по выполнению разных научных проектов. В отдельных случаях при введении новых должностей в штатное расписание необходимо урегулировать и вопросы “внутреннего совместительства” – по формам занятости работника у одного работодателя. В нынешних условиях, как нам кажется, лучшее решение этих проблем – использование дополнительных соглашений к договорам о выполнении работ по грантам и контрактам. Вообще же необходимо сформировать единообразную, регулируемую набором общих правил систему трудовых отношений, положения которой могут быть адаптированы к разнообразию источников финансирования и сроков исполнения работ. А для этого нужен “ремонт” не только локальной, но и федеральной нормативной базы. Поэтому профсоюз начал подготовку предложений об изменениях в Трудовой кодекс и другие акты, обеспечивающих защиту интересов работников при выполнении ими работ по грантам и договорам на научную деятельность.
В своем обращении в Минобрнауки Профсоюз РАН заявил о готовности направить своих представителей в рабочие группы министерства по всем заявленным вопросам.
Надежда Волчкова
Фото Николая Андрюшова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии