30 марта 2022 года президент Российской академии наук Александр Сергеев после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией, провел пресс-конференцию в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». В ее ходе был поднят ряд актуальных тем сегодняшнего дня, прежде всего, реалий, в которых предстоит работать российским ученым в ближайшем будущем и задачам, которые нашей науке предстоит решить.
«Госзадание должно быть отредактировано»
Государственное задание, говоря простым языком, это набор работ, которые получают финансирование из бюджета и должны выполняться научными институтами в обязательном порядке. Соответственно, встает вопрос – как правильно формировать этот набор. Дело в том, что сейчас эти государственные задания формулируются большей частью самими научными институтами, равно как и ожидаемые результаты от их выполнения.
Отсюда, кстати, растет известный афоризм, что в России наука – это удовлетворение собственного любопытства за государственный счет. Конечно, это скорее гипербола, чем констатация факта, но также очевидно, что в нынешней ситуации подходы к формированию госзадания неизбежно будут пересматриваться. Понимает это и президент РАН.
«Те институты, которые могут работать по острым приоритетам для нашей страны, должны начинать работать уже сейчас. И здесь встает вопрос о пересмотре госзадания... Постановка приоритетов должна идти со стороны министерств и реального сектора экономики. Когда эти приоритеты будут определены, институты могут и должны откликнуться», - подчеркнул в своем выступлении Александр Сергеев. Впрочем, и сам он признает – эта мера вызвана тем, что страна попала, цитирую «в сложный, мобилизационный период».
То есть, вы видим желание изменить вектор, чтобы госзадание из инициативы «снизу», от самих ученых превратилось в инициативу «сверху», от государства. Хорошо это или плохо? А все зависит от того, насколько компетентные люди будут работать над документом. А еще важно понимать, это временная «пожарная» мера или новый подход, который власть внедряет надолго. Второй вариант повышает риск заметного уменьшения финансирования фундаментальных исследований, т.н. «проектов с заделом». Потому что отдача от них неочевидна и практически всегда ожидается в отдаленной перспективе. Для ученого это нормально, для чиновника – сомнительно.
Наука и бизнес
Эта тема является проблемной для нашей науки уже давно. Распад системы отраслевых НИИ в конце прошлого века привел к разрыву между наукой и промышленностью. В итоге, результаты работы ученых часто остаются невостребованными. Государство ожидало, что эту проблему решит бизнес (пусть даже в форме частно-государственного партнерства). Но бизнесу казалось проще покупать технологические линии за рубежом, чем вкладываться в разработку собственных. Сейчас санкции Запада фактически закрыли этот вариант. Что заставляет российские компании разворачиваться к российской же науке.
«Успешные на рынке компании сами неизбежно с развитием своего бизнеса приходят к необходимости близко работать с наукой», - сказал Александр Сергеев. В качестве примера такого сотрудничества, он назвал создание новых сплавов для разработки месторождений нефти в агрессивных условиях.
И тем самым вновь вернулся к теме целеполагания работы академических институтов. Бизнес должен ставить задачи для фундаментальной науки, считает президент РАН: «Бизнес все равно придет к науке. Либо у нас в стране не будет технологического будущего».
Замечание верное, в том числе потому, что обычно производственникам лучше знать, что надо экономике от науки, чем клеркам из министерства. Но и здесь есть обратная сторона – бизнес заинтересован в фундаментальной науке еще меньше, чем чиновники. Так что речь пойдет о сотрудничестве по прикладным проектам, прежде всего тем, где уже проведена определенная работа ученым, а значит сроки выхода на рынок с готовым продуктом самые короткие. Это хорошо с позиции внедрения, но не так позитивно для движения науки вперед, ведь обычно настоящие научные прорывы – удел фундаментальной науки.
Научная дипломатия
Напряженные отношения между Россией и ведущими западными странами коснулись и научного взаимодействия, что также способно сильно затормозить работу нашим ученым. Многие из них были задействованы в совместных исследованиях с зарубежными коллегами, и теперь оказались в «подвешенной» ситуации. Еще больше исследователей столкнулись с проблемами при публикации своих статей в зарубежных журналах, что до последнего времени было главным показателем эффективности работы. И хотя система оценки результативности сейчас на ходу меняется, но пока проблема не решена (да она и не может быть решена). Наконец, общепризнанным является то, что сегодня ни одна национальная научная система не сможет развиваться в состоянии изоляции. И это в полной мере относится и к российской науке.
С другой стороны, даже во времена «холодной войны» СССР и США научное сотрудничество между капиталистическим и социалистическим «мирами» не прекращалось. Собственно, тогда и зародилось такое явление, как «научная дипломатия», о которой говорил и Сергеев на своей пресс-конференции.
«Есть понимание того, что Академия наук, хотя и государственная академия наук в представлении наших коллег за рубежом – это организация, которая имеет, безусловно, высокую репутацию за рубежом», - отметил он. И резюмировал: «Все равно настанет день, и будет задача восстановления. Здесь мы должны не рубить те связи, которые у нас сейчас есть».
Санкции и операция на Украине
Эта тема неизбежно несколько раз всплывала на пресс-конференции. Так, Александру Сергееву задали вопрос, обращалось ли политическое руководство страны до начала специальной военной операции на Украине, до 24 февраля, с просьбой проработать возможные сценарии последствий. «Не обращалось», - кратко резюмировал ученый. Хотя признал, что в институтах экономического профиля все равно обсуждались различные стрессовые варианты устойчивости различных секторов экономики. «Однако, воздействия такого уровня, как принятые сейчас против России санкции, не просчитывались», – заключил Сергеев.
Прозвучал и вопрос об отношении руководства РАН к тому, что ряд ученых подписал письма против военных действий на территории Украины. Президент РАН напомнил, что среди ученых есть люди, занимающие разные позиции и это нормально. Но призвал выражать свою позицию более корректно: «Уважаемые коллеги, найдите место, где это формулировать, и найдите формулировки, чтобы они не были оскорбительными в отношении власти». В качестве отрицательного примера он привел газету «Троицкий вариант» (внесена Минюстом РФ в реестр НКО-иноагентов), где, по словам ученого, звучат откровенные оскорбления в адрес государства.
В завершении пресс-конференции, Александр Сергеев вновь вернулся к теме роли индекса Хирша в современной науки и рассказал о предложении создать Российский академический издательский дом, который будет ответственен за подготовку англоязычных версий журналов, рецензирование и публикации в формате Open Access.
Сергей Исаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии