Новые претензии к Сколково

Генеральная прокуратура 30 октября обнародовала результаты проверки деятельности инновационного центра «Солково», в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения закона, нанесшие государству многомиллиардный ущерб.

Одной из основных претензий прокуратуры стало распределение грантов фонда. Проверка показала, что значительная часть из них направлялась по теневым финансовым схемам на счета организаций «с признаками фиктивности» или аффилированных компаний, находящихся в оффшорных юрисдикциях. По данным ведомства, 17 грантов на сумму 3,6 млрд. рублей были выданы без экспертизы обоснованности заявок, причем в выдаче трех из них имел личную заинтересованность президент фонда Виктор Вексельберг.

Есть и другие нарушения. В качестве примера приводится такой случай: на создание рекламных видеоматериалов продолжительностью 60, 30 и 10 секунд Фонд потратил 54 млн рублей. Однако оказалось, что рыночная стоимость выполненных работ не превышает и 5 млн. «В результате завышения цены договоров фонду причинен ущерб в сумме 49 млн рублей», — констатировала прокуратура.

И в этом тоже нет ничего удивительного. Фонд «Сколково» – государственная структура, живущая на деньги бюджета. И действует ровно так, как принято тратить бюджетные деньги в России – со всеми «откатами» и «распилами». 

В конце отчета Генпрокуратура делает совсем угрожающий вывод, предупреждая об угрозе нецелевого использования и хищения бюджетных средств на сумму более 125 млрд рублей. Деньги эти «иннограду» еще даже не выделены, и если перевести заявление следователей на нормальный язык, они утверждают, что сколько государство «Сколково» ни даст – все будет разворовано.

Стоит напомнить, что инновационный центр «Сколково» – главное наследие президента Медведева и фактически единственное материальное воплощение властной модели модернизации, в призывах к которой он скоротал свой президентский срок. И неприятности его начались практически сразу после возвращения в президентское кресло «старшего партнера по тандему» Владимира Путина. Уже в конце 2012 года «инноград» лишился статуса главного локомотива инновационного развития страны (есть в стране еще с советских времен и другие «наукограды», заявил Путин на «большой» пресс-конференции). Саммит «большой восьмерки» 2014 года, который Медведев мечтал провести в новеньком, только отстроенном Сколкове, состоится в милом Путину Сочи. Да и со строительством все непросто: Путин наложил вето на закон, расширяющий права управляющей компании «Сколково» в градостроительной сфере. А в начале нынешнего года за «инноград» вплотную взялись следователи из СК и Генпрокуратуры. Первая атака вывела из себя одного из «отцов-основателей» Фонда и его куратора – Владислава Суркова, что закончилось его громкой отставкой.

Одним словом, силовые атаки на структуру, призванную стать «лицом» модернизации, за которыми благосклонно наблюдают из Кремля, вполне можно считать сворачиванием этого проекта. Как заявил заместитель главного редактора «Новой газеты» Андрей Колесников, «тему модернизации уже давно закрыли, и разворот назад произошёл достаточно давно… Наверное, Сколково можно записать в этот контекст, и, наверное, отчасти это будет правдой. Но все эти истории кажутся мне достаточно неоднозначными, давать им чисто идеологические оценки тоже было бы неверно. Я думаю, что там действительно могла быть уголовная составляющая».

И в этом тоже нет ничего удивительного. Фонд «Сколково» – государственная структура, живущая на деньги бюджета. И действует ровно так, как принято тратить бюджетные деньги в России – со всеми «откатами» и «распилами». Только потому, что так сейчас принято, только так, и никак иначе расходуются бюджетные деньги, на какие бы благородные цели они бы ни выделялись. И когда встал вопрос о том, что государство возглавит и профинансирует прорыв страны в светлое инновационное будущее, было очевидно, что результат, если и будет достигнут, потребует неадекватных ресурсов. Как, скажем, Олимпиада в Сочи. Более того, без модернизации институтов технократическая модернизация отдельных производств или даже целых отраслей – бессмысленна.

Максим Блант