Новые модели сотрудничества

Ректор НГУ академик Михаил Петрович Федорук, открывая мероприятие, связал его название с историей новосибирского Академгородка: «В шаговой доступности от места, где мы собрались, он начинался с шести щитовых домиков. Первоначальным названием было Волчий лог, но Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву оно не понравилось, и тогда его сподвижник, Владимир Михайлович Титов, придумал более благозвучное — Золотая долина». Михаил Федорук предположил, что при успехе одноименного форума Новосибирский университет станет постоянно работающей площадкой для взаимодействия академической и корпоративной науки, университетов, индустрии и бизнеса в целях становления технологического суверенитета России.

Первую пленарную сессию форума «Запросы реального сектора экономики на создание новых технологий» модерировал декан факультета информационных технологий НГУ доктор физико-математических наук Михаил Михайлович Лаврентьев. «Репутация отечественных программистов и айтишников состоит в том, чем мы с вами занимаемся, — в способности решать невозможные задачи», — сказал он, пожелав, чтобы дискуссия «…не превратилась в репортаж об успехах». Сергей Сёмка поставил форум «Золотая долина» в один ряд с состоявшимся накануне выездным заседанием Совета безопасности РФ в Томске, в котором участвовал председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон. Вице-губернатор рассказал о региональных инструментах поддержки высокотехнологичных проектов и анонсировал новый инвестиционный налоговый вычет на НИОКР, условия которого скоро будут опубликованы.

«Часто я слышу, что Академия наук — институт экспертизы. А у вас Сибирское отделение РАН — институт исследований и разработок», — высказался руководитель проектов высшей категории госкорпорации «Ростех» Виктор Васильевич Славянцев. Правда, задачу составления долгосрочного прогноза научно-технологического развития России он адресовал Минобрнауки РФ, «…у которого теперь есть все ресурсы». Коренной причиной наметившегося отставания страны в гражданских технологиях В. В. Славянцев назвал хроническое недофинансирование всей сферы исследований и разработок — по данным различных источников и по разным показателям. «Да, все понимают, что наука в России недофинансируется, — отреагировал Михаил Лаврентьев. — И она недофинансируется дальше!»

Заместитель председателя СО РАН и директор Института космических технологий в составе ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» академик Николай Алексеевич Тестоедов говорил о барьерах и вызовах технологического развития на примере спутникостроения. Он подчеркнул, что в космической отрасли недопустимы упрощения: «У спутниковых технологий принципиально иная идеология, чем у пилотируемых полетов и аппаратов для дальнего космоса». Поэтому в его выступлении прозвучала критика в адрес Роскосмоса: «Хорошая, правильная корпорация. Но процессы, которые в ней идут, весьма неоднозначны. Сегодня она повторяет путь авиации. Унифицированные школы, унифицированные решения и элементы, как аппаратные, так и программные, всё подчинено оптимизации. Однако компьютеры для маленького орбитального аппарата, для трехтонного геостационарного спутника и для полета на Марс должны быть разными».

«Лидером среди институтов Сибирского отделения по санкциям Запада» назвал Институт физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН его директор академик Александр Васильевич Латышев. Он рассказал о возможностях, объективно присущих исследовательским институтам и классическим университетам, которые в принципе привлекательны для индустрии, и остановился на эффективных форматах взаимодействия. Одним из них был назван двухэтапный конкурс Российского научного фонда, первой стадией которого стало формирование портфеля заказов от промышленности: «Рассчитывали примерно на 60 заявок, а получили свыше 180».

«Очень популярным стало создание в академических институтах молодежных лабораторий, — продолжил А. В. Латышев. — В нашем институте открылось две таких. Предложения по их тематике обсуждали молодые претенденты, потенциальные завлабы, совместно с индустриальными партнерами. Задача молодежной лаборатории — работать на конкретного заказчика и при этом решать задачи мирового уровня».

Представители Новосибирского госуниверситета также рассказали о нововведениях в интересах высокотехнологичных корпораций и компаний. Краткий портрет Института интеллектуальной робототехники НГУ представил его директор кандидат химических наук Алексей Григорьевич Окунев: на бюджетные места ежегодно принимается около 70 студентов, из которых 84 % иногородних — первое место среди всех факультетов. Первое же место в России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) — по проходному баллу. 70 % выпускников выполняют дипломные работы по искусственному интеллекту в высокотехнологичных компаниях, такой же процент преподавателей работает в них. «От государства нам нужна удочка, конкретно — суперкомпьютеры, — пожелал А. Окунев. — Нужны мощные машины, которые тренируют модели».

На уровне магистранта и выше поддерживает высокотехнологичный бизнес Передовая инженерная школа (ПИШ) НГУ «Когнитивная инженерия». Как пояснил ее директор (и одновременно заместитель председателя СО РАН) доктор физико-математических наук, профессор РАН Сергей Валерьевич Головин, задача ПИШ — подготовка специалистов с глубокой фундаментальной базой и в то же время с конкретными технологическими компетенциями, заявленными индустриальными партнерами.

«ПИШ работает в двух измерениях, образовательном и продуктовом. Если мы не видим на выходе продукта — мы не беремся за задачу… У нас все магистерские образовательные программы только заказные», — сообщил Сергей Головин. Он сообщил, что портфель заказов ПИШ исчисляется сотнями миллионов рублей: «Эта модель уже работает».

Первый заместитель председателя СО РАН академик Дмитрий Маркович Маркович, модерируя пленарную сессию «Интегрирующая роль университетов в достижении технологического суверенитета», расширил ее предмет, включив в него и институты, традиционно называемые академическими. При этом он подчеркнул: «Абсолютного технологического суверенитета быть не может. Мы живем в динамичном, изменчивом мире, в котором партнеры и союзники меняются, но всё равно остаются. По моему глубокому убеждению, даже такая великая страна, как Россия, не способна самостоятельно обеспечить себя абсолютно всем необходимым. Надо динамично поддерживать отношения с теми странами, которые нам полезны».

Специализацию НГУ в движении к новым российским технологиям обозначил его ректор академик Михаил Петрович Федорук: «У нас прежде всего интегрирующий университет, формирующий актуальную повестку по направлениям науки, инжинирингу, математике и медицине… НГУ живет и развивается в экосистеме Академгородка, которая, в свою очередь, непрерывно эволюционирует. Особую роль стал играть Академпарк, а НГУ приобретает черты технологического и предпринимательского университета». Глава Академпарка Дмитрий Верховод предложил создать при альма-матер новую внедренческую структуру с рабочим названием «Научный парк НГУ». «В свое время СО РАН было мини-министерством науки, и промышленники знали, куда обращаться по всем вопросам, — аргументировал Д. Верховод. — Теперь все институты сами по себе, поднялись компании Академпарка, но потребность в едином окне осталась. Считаю, что эту роль должен играть университет».

Академик Д. Маркович возразил, что в Новосибирском научном центре существуют как минимум два таких окна: «Если вся Академия наук не вполне оправилась от удара 2013 года, то ее Сибирское отделение владеет информацией по научно-исследовательским работам самого широкого плана, как территориально, так и тематически». Дмитрий Верховод уточнил, что речь ни в коем случае не идет о монопольной роли. На панельной сессии также обсуждался вопрос о потребности в едином высшем органе формирования государственной научно-технологической политики, каким в советскую эпоху был Госкомитет по науке и технике. «Портфель заказов должно формировать государство», — убежден Михаил Федорук. «Единого центра принятия решений на самом деле у нас не существует», — согласилась Ирина Мануйлова, сказавшая, что отношения власти, университетов и бизнеса «выстраиваются причудливо».

«Государство пока не спрашивает науку, какие направления и проекты следует развивать с ее точки зрения, — констатировал директор ФИЦ “Институт цитологии и генетики СО РАН” академик Алексей Владимирович Кочетов, — но начали спрашивать компании. Академические институты тоже ищут различные формы взаимодействия и с вузами, и с корпорациями. Нам сообща приходится восстанавливать внедренческое звено, на котором лабораторные технологии проходят пилотаж и далее передаются в производство. Но это ручной процесс, он держится на человеческих связях, и я не уверен, что система сможет перейти в автоматический режим». 

Советник председателя СО РАН доктор физико-математических наук Геннадий Алексеевич Сапожников привел факты своей профессиональной биографии, связанные с успешной реализацией некоторых научно-технологических программ и проектов на территории Сибирского макрорегиона. Он отметил нехватку гуманитарной тематики в обсуждаемой повестке и представил собравшимся научно-практический журнал СО РАН «Наука и технологии Сибири».

Помимо пленарных дискуссий, программа форума «Золотая долина» включала работу восьми тематических секций: «Космос и авиация», «Машиностроение. Приборостроение», «Энергетика», «Строительство. Технологии “Умного города”», «Сельское хозяйство, агротехнологии и сельхозпереработка», «Медицина. Биотехнологии», «Торговля. Сфера общественного питания. Сфера услуг. Блок “Финансы”», «Карьерные мероприятия НГУ». Прошла стратегическая сессия по технологическому предпринимательству, фестиваль научного кино и ряд других мероприятий. 

Андрей Соболевский