Сердечно-сосудистые заболевания считаются одной из главных угроз здоровью и жизни человека – по данным Росстата в нашей стране они становятся причиной почти половины смертей. В 2017 году они унесли жизни 858 тысяч человек. Чаще всего речь идет об инфаркте миокарда. В последние годы наблюдается некоторое снижение уровня смертности от этих заболеваний, но все равно мы пока отстаем от западных стран по этому показателю.
Для преодоления этого отставания важно изучение этих заболеваний в масштабах не только одного пациента, но и популяции. В России подобную работу, начиная с 1977 года, ведет НИИ терапии и профилактической медицины – филиал ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН». В рамках программ ВОЗ «Регистр острого инфаркта миокарда» и «МОНИКА», ученые изучали случаи смерти от инфаркта миокарда (Q – негативного и Q – позитивного) жителей трех районов Новосибирска.
Полученные данные позволяют изучать сразу несколько факторов, влияющих на высокий уровень смертности от этого заболевания. Один из них связан с своевременным выявлением Q-негативного типа инфаркта миокарда. Эту разновидность заболевания нельзя выявить с помощью снятия ЭКГ (стандартный способ диагностики), в силу отсутствия характерных зубцов на рисунке электрокардиограммы. В результате, пациент рискует не получить своевременного лечения, что ведет к весьма неприятным последствиям – разного рода осложнениям, повторным инфарктам, смертельному исходу.
– Согласно собранных нами данных, в период с 1977 по 2017 годы более, чем у двух третей пациентов развивалась именно Q-негативная форма заболевания, - рассказал заведующий лабораторией психологических и социологических проблем терапевтических заболеваний, д.м.н., профессор Валерий Гафаров. – В результате, зачастую происходило следующее – человек обращается за помощью, ему делают электрокардиограмму, и определяют не инфаркт, а, к примеру, стенокардию. Соответственно этому назначается и лечение, со всеми вытекающими последствиями.
Причем, такие инфаркты «выпадали» из поля зрения не только «скорой помощи», процент случаев, когда инфаркт не увидели в поликлинике (и он был диагностирован лишь посмертно) даже выше. Но обвинять ранее в случившемся врачей было бы несправедливо: действующие 10 лет назад российские стандарты предусматривали постановку диагноза, в основном, посредством ЭКГ.
Как считают ученые, в последующие годы ситуация если и улучшилась, то незначительно. Поэтому проблема своевременного выявления инфаркта и оказания необходимой помощи остается в нашей стране чрезвычайно острой и жизненно важной для сотен тысяч человек.
А поскольку она возникла несколько лет назад, на сегодня наука уже предложила возможные варианты ее решения. В ряде западных стран производятся ферментативные диагностические системы, способные своевременно выявить у пациента Q-негативный тип инфаркта миокарда. Но высокая стоимость таких тест-систем ограничивает возможность их внедрения в отечественное здравоохранение.
Несколько лет назад новосибирские разработчики (НПО «Биотест») представили на рынок свой продукт – экспресс-тест «КардиоБСЖК». Эта система предназначена для ранней диагностики острого инфаркта миокарда, особенно в первые 6 часов от начала клинических проявлений, включая тот самый, «невидимый» для ЭКГ Q-негативный тип. Тест довольно прост в применении, а самое главное его цена намного ниже, чем у зарубежных диагностических систем, что позволяет, в перспективе, оснастить им как кардиологические кабинеты поликлиник, так и службу «скорой медицинской помощи». «КардиоБСЖК» прошел ряд испытаний в трех сибирских регионах – в Кемеровской, Новосибирской областях и Красноярском крае и показал на них удовлетворительные результаты.
Пресс-служба ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии