Не тротилом единым…

На днях президент США Дональд Трамп, выступая на Генеральной ассамблее ООН, заявил о готовности «уничтожить» Северную Корею в случае, если Америке «придется защищать себя и своих союзников». Мир уже не первый месяц следит за эскалацией напряженности в тихоокеанском регионе. До боевых действий пока что дело не доходит, однако у сторонних наблюдателей нет ни малейшего представления о вероятном исходе данного противостояния. Многие из нас считают, что тяжелые последствия могут в равной степени угрожать обеим сторонам конфликта.

Интересно, что в этой связи мало кто вспоминает современные концепции ведения войны, разработанные американскими стратегами. Примечательно, что весной этого года первый заместитель начальника оперативного управления генерал-лейтенант Генштаба РФ Виктор Познихир заявил, что США приступили к созданию «перспективных комплексов мгновенного глобального удара». По его словам, поступление первых комплексов в американские вооруженные силы запланировано на 2020 год.

При этом он добавил, что в настоящий момент американцы способны перехватить российские и китайские баллистические ракеты за счет новой системы противоракетной обороны. Мало того, генерал отметил, что у США есть  возможность для нанесения по нашей стране «скрытого» внезапного ракетно-ядерного удара.

Не могу не заметить, что даже в самый разгар «холодной войны» наши высокие военные чины старались не пугать соотечественников такими подробностями о технических возможностях вероятного противника. Почему наши военные обратили внимание на систему «быстрого глобального удара» (БГУ)? Напомню, что данная система предполагает нанесение упреждающих ударов, способных сокрушить выбранные объекты в течение одного часа. Такими объектами, например, могут стать ядерные арсеналы и соответствующая инфраструктура. О системе БГУ у нас много рассуждали несколько лет назад, но на российских военных, судя по всему, она не произвела сильного впечатления. Во всяком случае, ее долго не воспринимали как реальную угрозу для наших вооруженных сил. Некоторые российские эксперты считают эту угрозу совершенно надуманной, призванной якобы ввязать нашу страну в реализацию разорительных и совершенно «бессмысленных» военных программ. Однако похоже на то, что в настоящее время - на пике обострения отношений с США - военное руководство России стало более внимательно присматриваться к американским инициативам в оборонной сфере.

Попутно хочу обратить внимание еще на одну американскую военную новинку, успешно испытанную в нынешнем году. Совсем недавно прошла информация о начале серийного выпуска боевых лазерных систем. К настоящему времени в США разработаны универсальные модульные блоки оптоволоконных лазеров мощностью 60 КВт, а в ближайшее время появятся еще более мощные системы.Они могут устанавливаться на автомобильных шасси, на эсминцах, а также на истребителях F-15, F-35 и транспортных самолетах AC-130. Как мы понимаем, боевые лазеры могут применяться для уничтожения вражеских ракет. Для повышения эффективности использования такого оружия в вооруженных силах США проводится интеграция боевых систем в единый боевой комплекс – со всеми средствами слежения, средствами обработки полученных данных и средствами поражения.

Таким образом, американские стратеги готовятся не только к наступательным операциям, но и к оборонительным, используя новейшие разработки. А теперь о самом главном: какую роль в создании новых систем играет теплофизика.

Нетрудно догадаться, что для управления подобными интегрированными комплексами необходимы мощнейшие суперкомпьютеры. По сути, именно суперкомпьютер является «мозгом» такой системы, поскольку иными средствами провести мгновенную обработку огромного массива данных невозможно. А для этого нужно создавать мощнейшие процессоры, предназначенные исключительно для применения в военных целях. Однако чем мощнее процессор, тем больше тепла он выделяет, из-за чего необходимо решать проблему охлаждения. С этой задачей как раз и должны справиться специалисты в области теплофизики.

Проблема охлаждения крайне актуальна для военных суперкомпьютеров Как прояснил данный вопрос старший научный сотрудник Лаборатории интенсификации процессов теплообмена Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН Дмитрий Зайцев, «электроника сегодня очень быстро развивается. Тепловыделение в компьютерных чипах возрастает по экспоненциальному закону. Поэтому каждые два-три года требуется совершенствовать систему охлаждения». По большому счету, прогресс в области электроники теперь во многом зависит от творческого взаимодействия «электронщиков» и теплофизиков. Долгое время такая совместная работа во многом носила эпизодический характер. И именно сейчас на это обстоятельство обратили серьезное внимание. По крайней мере, на Западе. Дмитрий Зайцев уверен, что ученые-теплофизики в состоянии предложить здесь оптимальные варианты, которые позволят существенно увеличить скорость работы процессоров.

Отметим, что специалисты ИТ СО РАН в ходе проведенных экспериментов смогли отвести рекордный тепловой поток с поверхности компьютерного чипа - более одного киловатта с квадратного сантиметра (это столько же, сколько выделяет кухонная электроплита). По словам Дмитрия Зайцева, ими было предложено новое решение, которое стало результатом предшествующих научных исследований. Тепловой поток отводился при помощи тонкой пленки жидкости, движущейся в канале под действием газов. «Действие газа, - говорит он, - помогает нам пленку утончить – ее толщина порядка десяти микрон. Она очень интенсивно испаряется и, соответственно, отводит очень большое количество тепла. То есть мы показали потенциальную возможность вот такого способа охлаждения. Теперь мы как раз работаем над тем, чтобы этот способ охлаждения реализовать на практике. Сама по себе это очень сложная задача, которая потребует дополнительных исследований». В целом Лаборатория как раз занимается тем, что разрабатывает принципиально новые, перспективные системы охлаждения, в том числе и для микроэлектронного оборудования.

Казалось бы, в России есть специалисты, есть научные организации, способные дать адекватный ответ «супостату» как раз в сфере создания мощных «числогрызов» для военных целей.

Специально напомню, что Лаборатория интенсификации процессов теплообмена была создана во второй половине 1980-х как раз с целью работы над нашим ответом американской программе «Звездных войн». Иначе говоря, советское руководство также озадачивало ученых по поводу создания отечественного суперкомпьютера для военных целей.

По сути дела, успешные наработки в области проблем теплообмена стали возможны как раз благодаря тому импульсу, который был задан еще в советские годы. И сейчас наши специалисты способны общаться со своими зарубежными коллегами, что называется, на равных.

В общем, в свете работы американцев над программой БГУ и прочими «умными технологиями» в военной сфере, логично было бы предположить, что российское руководство сделает аналогичный шаг в том же направлении и озадачит наших ученых соответствующей темой в целях развития отечественных вооруженных сил. Что же мы видим на самом деле? А на деле мы видим выступления неких экспертов, призывающих руководство страны и оборонные ведомства не повторять «ошибку» прошлого, когда партия и правительство «повелось» на американский блеф о «Звездных войнах». Теперь-де нас на мякине не проведешь, поэтому переживать по поводу какого-то там «Быстрого глобального удара» смысла нет – уверяют указанные эксперты. И похоже на то, что правительство наше пока им внемлет. Из чего я исхожу? Из того, что взаимодействия наших ученых с оборонными структурами по данной тематике стремятся к нулю. Ощущение такое, будто российской оборонке до таких исследований вообще нет никакого дела.

А тем временем Пентагон не дремлет. Специально отмечу, что американские организации, финансирующие подобные исследования для военных целей, по признанию наших же ученых, задают сегодня планку в этих областях. Фактически именно они определяют современные инновационные тематики, актуальные для оборонной промышленности. И как раз ими пять лет назад была сформулирована проблема охлаждения мощного электронного оборудования двухфазными течениями, чем впервые (подчеркиваю – впервые!) стали заниматься именно наши ученые в ИТ СО РАН. Можно ли назвать такую деятельность американцев «блефом», сказать не берусь. Ближайшее время, надо полагать, наглядно покажет, какие преимущества получили американские вооруженные силы от внедрения новейших разработок.

Олег Носков