Научный туризм: не все так просто

Недавно в новосибирском Академпарке прошел форум по научным коммуникациям SciComm Сибирь, собравший участников не только из сибирских регионов, но и практически со всей страны. В рамках его программы ученые, научные журналисты, пресс-секретари институтов и вузов обсуждали различные способы коммуникации с обществом и форматы популяризации научных достижений. Темой пленарного заседания форума стал научный туризм.

Такое внимание научному туризму уделено не случайно. С одной стороны, он стал одним из направлений, которые активно продвигаются в рамках Десятилетия науки и технологий России. Помимо популяризации научных достижений поставлена задача – привлечь талантливую молодежь в сферу исследований и разработок и повысить доступность информации о достижениях и перспективах российской науки. И уже сегодня в эту работу вовлечены научные организации в ряде регионов страны, причем Новосибирская область, благодаря Академгородку, оказалась в числе лидеров этого процесса.

С другой стороны, как и в любом новом направлении работы, участники процесса сталкиваются с необходимостью решения немалого числа задач, многие из которых были совсем не очевидны на старте. Как отметил в своем выступлении помощник первого заместителя председателя СО РАН и заместитель руководителя рабочей группы по научному туризму Сергей Ти: научный туризм – это, в первую очередь, искусственно сконструированное понятие, и это влечет сложности в коммуникации между участниками процесса. «Продуктовая логика сталкивается с логикой научного протокола, и пока непонятно, как сделать так, чтобы все друг друга поняли».

Тем ценнее успешный опыт тех, кто уже начал практическую работу в данном направлении. В их числе Институт цитологии и генетики СО РАН, представители которого также участвовали в работе форума. На пленарном заседании заместитель директора по организационной и образовательной деятельности ИЦиГ СО РАН, к.ф.-м.н. Анна Трубачева рассказала, как осуществлялся переход от традиционной научно-просветительской деятельности непосредственно к научному туризму.

Сейчас в институте действуют две туристические площадки: на базе научно-образовательного корпуса и лаборатории экологического воспитания. Первая площадка более интересна для старшеклассников, студентов, аспирантов и взрослых посетителей. В научно-образовательном корпусе расположены: Музей истории генетики в Сибири, часть экспозиций которого выполнена в интерактивном формате, аудитории для лекционных занятий и мастер-классов, лабораторные помещения, оснащенные оборудованием.

Лаборатория экологического воспитания (ЛЭВ) больше нацелена на вовлечение в науку младших школьников через изучение растений и общение с животными, но и взрослым посетителям там тоже найдется на что посмотреть. Прежде всего, речь идет про одомашненных лисиц – результат всемирно известного эксперимента академика Д.К. Беляева. На специальной площадке можно почитать более подробно об этой выдающейся научной работе, а также лично познакомиться с «плодами эксперимента», проживающими в вольере при лаборатории. «Пока еще никто не отказывался поближе посмотреть на наших дружелюбных лисиц», — заметила Анна Евгеньевна. Также у взрослых посетителей вызывают интерес коллекция растений, в которой собрано более 200 видов, и палеонтологические находки, представленные в ЛЭВ.

В своем выступлении и последующих ответах на вопросы участников форума Анна Трубачева отметила один из главных факторов, который помог упростить переход к работе в новом формате: «Чтобы не тратить лишних сил на «изобретение велосипеда», мы посмотрели, какими образовательными ресурсами уже располагаем, какой у нас есть опыт в научно-просветительской деятельности, и продумали, как все это можно использовать в формате научного туризма. После чего осталось сосредоточить внимание на тех элементах, которые присущи именно этому формату. Прежде всего, это касается сервиса – наличие гардероба при входе, организация питания и т.п., то есть мы не строили работу полностью с нулевого цикла». Также намного упрощает работу, по оценке Анны Евгеньевны, ставка на молодых ученых, которые зачастую сами заинтересованы в том, чтобы рассказать о своих исследованиях окружающим и потому охотно включаются во взаимодействие с туристами.