Как гласит народная мудрость: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Ситуация с мусорными полигонами в нашей стране очень точно подпадает под эту поговорку. Совсем недавно гром грянул и для Новосибирской области. Надежда местных руководителей на то, будто проблему с мусором можно долго и успешно решать с помощью пустых оврагов, неожиданно умерла. Выяснилось, что овраги уже не спасают. А количество людей, недовольных свалками бытовых отходов, с каждым годом увеличивается в прогрессии.
Недавно прошло сообщение о том, что правительство НСО заблокировало строительство мусорного полигона возле Бердска, в Искитимском районе. Такое решение не в последнюю очередь связано с бурным общественным резонансом. Жители Бердска открыто выступили против строительства новой свалки, пригрозив властям протестными митингами. Даже мэр города якобы выразил намерение принять участие в этих акциях. Развитие ситуации вполне могло пойти по подмосковному сценарию, что, как мы понимаем, совершенно не в интересах региональных властей.
Тем не менее, данная проблема не решается простым отказом от строительства новых полигонов. Ведь мусора от этого меньше не станет. Поэтому в любом случае необходимо искать какой-то выход. А выход, как мы понимаем, связан с принципиально новым подходом к решению проблемы обращения с отходами. Мы уже неоднократно писали о том, как можно решить данную проблему, используя потенциал нашей науки. Еще раз напомню, что специалисты Института теплофизики СО РАН уже в течение двадцати лет предлагают властям Новосибирска и Новосибирской области технологию термической утилизации ТКО, соответствующую самым строгим экологическим нормативам ЕС. Мало того, на территории НСО есть небольшое предприятие по сжиганию органических и опасных медицинских отходов, работающее на оборудовании, выпускаемом на территории Новосибирска! Кроме этого, не так давно ИТ СО РАН подготовил для властей даже целую программу, где прописан весь алгоритм обращения с отходами – от сбора до утилизации. Руководство Института до сих пор не снимает свой проект с повестки дня, пытаясь, как и раньше, достучаться до всех инстанций.
Совсем недавно у них появились союзники в лице специалистов Института цитологии и генетики СО РАН, которые, со своей стороны, включились в разработку технологии биологической утилизации органического мусора. Эта технология, насколько мне известно, обсуждалась в кругу ученых еще шесть лет назад. Но в ту пору наши чиновники уповали на овраги (в прямом смысле слова), а потому научные подходы к решению проблемы их не интересовали. Сегодня, как мы показали, проблема обострилась настолько, что рано или поздно ее придется решать по-умному. А значит, у наших ученых есть шанс, что на их работу все-таки обратят внимание.
Отметим, что ФИЦ ИЦиГ СО РАН располагает уникальной и очень богатой коллекцией микроорганизмов, и, по словам специалистов, им вполне по силам подобрать нужную микробиоту для решения указанной задачи. В принципе, ничего особо оригинального в этой технологии нет. Биологическая утилизация органических отходов успешно применяется в других странах. И тот факт, что в России до сих пор бытовые отходы примитивно складируют в полях (создавая, по сути, бомбы замедленного действия), вызывает у нас много вопросов. Учитывая наш научный потенциал, подобное обращение с отходами воспринимается как большое недоразумение.
Главная задача, которую ставят перед собой биологи, - добиться полной безопасности отходов. Именно в этом направлении должны «работать» штаммы микроорганизмов, избавляя нас от неприятных запахов и токсичных выделений. Выражаясь научно, процесс разложения органики должен протекать организованно, а не спонтанно. Специально подобранные микроорганизмы играют здесь примерно ту же самую роль, что и дрожжевая разводка при производстве вина или пива - они превращают органический субстрат в нужный нам продукт, параллельно подавляя жизнедеятельность «вредных» микробов, ответственных за выделения сероводорода, метана и токсинов.
Что мы будем делать с полученной таким способом биомассой – вопрос отдельный. Пустим ли мы ее на удобрения или на какую-то дальнейшую переработку, решается по обстоятельствам. Для нашей темы это уже не столь принципиально. Главное, что мы избавляемся от источника заражения, буквально превращая отходы в доходы. При хорошей организации процесса утилизацию мусора можно превратить в нормальный бизнес. Вопрос, как всегда, упирается в политику.
Как мне объяснили в ФИЦ ИЦиГ СО РАН, провести лабораторные испытания, подобрать нужную микробиоту – не такое уж затратное дело. Но для создания полной технологической цепочки придется серьезно совершенствовать само обращение с отходами. Бытовой мусор – это конгломерат самых разных компонентов, где очень много биологически не разлагаемых фракций. По-хорошему, разлагаемую органику необходимо предварительно отделить от всего остального. В принципе, это требование распространяется практически на все технологии утилизации – и на биологические, и на термические. Недаром специалисты ИТ СО РАН предлагают совмещать сжигание мусора с его предварительной разборкой. Их коллеги из ИЦиГ СО РАН согласны с таким подходом.
Разборка сама по себе проблемы не решает. Но она является важной предпосылкой для эффективного использования различных технологий утилизации. При этом не столь принципиально, будете ли вы сжигать выделенную органику или «обсеменять» ее специальными микроорганизмами. Что касается разбора мусора, то его можно проводить на соответствующих предприятиях. Но гораздо лучше, когда это будет происходить на самом раннем этапе – на стадии сбора отходов. У нас уже несколько лет рассуждают на эту тему, однако никаких конкретных решений до сих пор не принято. Увещевать граждан здесь совершенно бессмысленно, если вы при этом не устанавливаете четких правил и не обеспечиваете их неукоснительного соблюдения. Не решив проблемы на указанном уровне, вряд ли мы продвинемся во всем остальном. Однако стоит напомнить, что эти решения целиком находятся в сфере политики, и от научных организаций никак не зависят. Поэтому ученым ничего другого не остается, как надеяться на то, что рано или поздно власть все-таки осознает необходимость опираться в таких вопросах на науку.
Таким образом, в случае грамотной организации сбора отходов у нас есть серьезный шанс применить современные технологии утилизации и, наконец-то, отказаться от организации мусорных полигонов. То есть не просто оттягивать такие решения на волне народных возмущений, а отказаться от свалок в принципе - как от явления, как от пережитка прошлого. Но тогда возникает вопрос: а что делать со старыми полигонами, которые уже портят горожанам жизнь? Специалисты ИЦиГ СО РАН работают сейчас и над этой проблемой, ставя вопрос о рекультивации (реорганизации) уже существующих свалок. С помощью биотехнологий вполне можно свести к минимуму приносимый ими вред - как для окружающей среды, так и для людей (а может, даже извлечь из этого дела пользу). Конечно, предварительно придется осуществить серьезные лабораторные исследования, которые могут растянуться не на один год. Возможно, такая работа будет не особо обременительной в финансовом плане, и окажется вполне по силам региональному бюджету. Однако в любом случае необходимо понимать, что масштабное применение этих технологий лежит в плоскости политики. Да, наука в состоянии предложить способ решения проблемы, в чем мы нисколько не сомневаемся. Но вот практическое осуществление научных наработок уже целиком окажется на совести наших управленцев.
Константин Шабанов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии