В последнее время тему рейтингов вузов нашей страны обсуждают на разных площадках и чуть ли не чаще, чем другие проблемы образования. Складывается впечатление, что это чуть ли не единственный значимый показатель работы высшей школы. Ведущие университеты, перед которыми поставлена задача выбиться в топ-100, получают и серьезную финансовую поддержку правительства. С одной стороны, у Новосибирского государственного университета дела в этом направлении идут хорошо, налицо положительная «рейтинговая динамика». А с другой – не переоцениваем ли мы значение этих рейтингов? Об этом накануне Нового года мы узнали у ректора НГУ Михаила Федорука.
- Михаил Петрович, насколько объективно оценивать работу университета по его месту в международных рейтингах? И есть ли другие значимые показатели?
- Рейтинг – это просто один из индикаторов развития учебного заведения. И поэтому обращать на него внимание, конечно, надо, но он ни в коем случае не может быть самоцелью. Если вуз развивается, работа его коллектива приносит хорошие результаты – то и рейтинг будет расти. В этом отношении хочу отметить, что те 15 российских вузов, что вошли в число лучших, занимают достаточно устойчивые позиции в рейтингах. Это не случайный успех. Другое дело, что фактически наши университеты (включая НГУ) должны занимать еще более высокие места. Но есть ряд субъективных факторов – недостаточная публичная активность российских вузов. Мы недостаточно представлены в тех массивах данных, которыми оперируют при составлении рейтингов. Сказывается многолетняя закрытость отечественного высшего образования от внешнего мира, которая сложилась еще в советский период. Но это все вполне преодолимые факторы.
- Если рейтинг – всего лишь индикатор проделанной работы, тогда на что надо обращать внимание при построении планов развития вуза?
- Это хорошо видно на примере наиболее успешных университетов. Возьмем лучшие сибирские вузы – Новосибирский и Томский университеты, Томский политех, Сибирский Федеральный университет в Красноярске. Они все тесно взаимосвязаны с научными центрами Сибирского отделения РАН. И их успех базируется на работающей системе взаимосвязи «преподаватели – ученые». Там существуют совместные лаборатории, там талантливая молодежь приобщается к передовой науке со студенческой скамьи, а преподаватели занимаются передовыми научными разработками, и это дает результат. Я уже говорил о главном конкурентном преимуществе НГУ: здесь на территории в 1,5 квадратных километра сосредоточены, кроме нашего университета, 38 научных институтов и лучший технопарк в России. Мы тесно сотрудничаем, и это дает свой результат, который, в частности, находит отражение в рейтингах.
- А если говорить о перспективах, то какие задачи надо решить российской высшей школе, чтобы двигаться дальше?
- Задач на самом деле много. Назову лишь некоторые. Нам надо разрабатывать передовые образовательные программы на английском языке и открывать подготовку англоязычных студентов и аспирантов. Во-вторых, надо больше готовить специалистов по инжинирингу, в этой области в России очевидный дефицит кадров. Еще одна важная задача – совершенствовать процесс отбора и привлечения в вузы талантливой молодежи. Надо больше внимания уделять работе со спецклассами школ, олимпиадам и т.п. Важную роль играет и развитие инфраструктуры университета. Если у нас будут научные лаборатории с передовым оборудованием, современное техническое обеспечение образовательного процесса, тогда к нам поедут – и учиться, и преподавать. Как видите, задач много, и если их решать, то и проблем с рейтингами не будет.
- Михаил Петрович, конец года – традиционное время подведения итогов. Чем Вам запомнился уходящий год в научном отношении?
- Итогов было много, но мне хотелось бы отметить те, что имеют непосредственное отношение к коллективу нашего университета. Первое – это открытие бозона Хиггса. Как известно, это результат работы большого международного коллектива ученых, из них несколько человек – аффилированы с НГУ. Это очень важный для нас результат.
Многие ученые Сибирского отделения РАН, о чьих достижениях говорил на общем собрании СО РАН председатель Александр Асеев, – это наши выпускники. И значит, НГУ по-прежнему справляется со своей задачей – подготовкой кадров для институтов Академии наук. И это тоже очень важный для нас итог.
Еще один важный результат – это статья в престижном научном журнале Nature Photonics, посвященная разрушению когерентности в излучении волоконных лазеров. Это очень интересное явление, аналогичное ламинарно-турбулентному переходу в гидродинамике. Статья написана международным коллективом ученых из разных научных центров мира, но практически все они русскоязычные, выпускники нашего университета.
Был еще ряд статей в ведущих научных журналах, посвященных результатам исследований, в которых участвовали наши сотрудники. Да и многие ученые Сибирского отделения РАН, о чьих достижениях говорил на общем собрании СО РАН председатель Александр Асеев, – это наши выпускники. И значит, НГУ по-прежнему справляется со своей задачей – подготовкой кадров для институтов Академии наук. И это тоже очень важный для нас итог.
Георгий Батухтин
Фото сайта www.copah.info
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии