Место под солнцем

Продолжаем тему сибирского виноградарства. Начало - здесь

Климату вопреки, или борьба за винную классику

Как мы понимаем, виноград в Сибири можно нормально выращивать не только в открытом грунте, но также и в пленочных теплицах. В свое время мы уже писали об опыте крестьянско-фермерского хозяйства «Сад Шубиной» (в Краснообске), где различные сорта винограда испытываются в тепличных условиях. Для этой цели используются большие теплицы площадью до восьми «соток». Есть также теплицы с подогревом, в которых некоторые сорта зимуют без всякого укрытия и начинают вегетацию уже в конце зимы. Помимо этого, часть винограда выращивается и в открытом грунте. Как мы уже писали, такие испытания проводятся с некоторыми сверхранними устойчивыми сортами для виноделия (например, с сортом Зилга), которые выращиваются на невысоких шпалерах высотой до 1,5 метра. Укрывной материал в виде парниковой пленки здесь не используется. Вместо этого усилия направлены на сохранение почвенного тепла (для чего применяется покрытие поверхности земли вдоль ряда прозрачной пузырчатой пленкой). В благоприятный год тот же сорт Зилга вызревает отменно. В теплицах же, напомним, испытывается винная классика – Каберне Совиньон и Саперави.

Возможно, именно большие пленочные теплицы как раз и создают для винограда кубанские условия. По выражению главы хозяйства – Людмилы Шубиной – там, внутри, настоящий «Ташкент». Казалось бы, искомая модель «кубанского» микроклимата для винограда найдена, и дальше ломать голову над этим нет смысла: стройте большие пленочные теплицы – и будет вам как на Кубани! Но не всё так однозначно. У больших теплиц есть свои минусы.

Начнем с экономического аспекта. Даже при самой простой конструкции теплица является весьма капиталоемким объектом. И в одиночку соорудить ее не так-то просто, не говоря об эксплуатации. Монтаж и демонтаж пленки – процедура трудоемкая. Например, в КФХ «Сад Шубиной» эту работу выполняют сразу четыре человека.  С точки зрения экономики большая теплица рассчитана на профессионалов, а не на любителей. Профессионал же живет по законам рынка. А эти законы диктуют необходимость материальной отдачи, которая в данном случае возможна только при интенсивной агротехнике. По этой логике в тепличном хозяйстве целесообразнее выращивать столовые сорта винограда, ориентируясь как минимум на 3-4 кг продукции с квадратного метра полезной площади. Качественное же виноделие, как мы отмечали, с таким валом несовместимо.

Но есть еще и другой, теплофизический аспект, показывающий несовершенство тепличной модели. Разумеется, по сумме активных температур тепличная агротехника значительно выигрывает у открытого грунта. Начало вегетации здесь может происходить почти на месяц раньше, как показывает всё тот же опыт КФХ «Сад Шубиной». Если пленка монтируется в конце марта, то уже в первой декаде апреля начинается пробуждение лозы. Почки начинают распускаться к середине апреля. Цветение приходится на конец мая (даже раньше, чем в Анапском районе Кубани). Вообще, начальные фазы вегетации – от распускания почек до начала роста ягод – проходят во вполне сносных условиях. Изъяны такой системы начинают обнаруживаться в период созревания ягод.

Проблема теплиц в том, что в теплые солнечные дни в них возникает то, что я называю «эффектом парилки». Это когда голове очень жарко, но стоит прилечь на пол, как вы сразу чувствуете прохладу. Примерно то же «ощущает» и виноградное растение в период созревания ягод. К этому времени лозы вытягиваются до потолка – прямо под палящее солнце, в то время как грозди находятся внизу - в полутени и прохладе (при укрывной культуре винограда иные формировки – с высоким расположением плодовых звеньев и гроздей – невозможны). Из-за того, что в теплицах нагретый воздух концентрируется в верхней части (то есть именно там, где расположена основная масса листвы), растение начинает банально спасаться от невыносимой жары, испаряя большое количество влаги. Ночью эта влага конденсируется и выпадает вниз в виде «тропического» дождя, повышая влажность на поверхности почвы.

Таким образом, «эффект парилки» создает весьма нерациональное распределение тепла в закрытом объеме тепличного пространства. Возможно, для выращивания овощей это не так чувствительно, как для винограда. Здесь же желательно, чтобы всё было наоборот. В идеале тепло должно концентрироваться как раз в нижней части, что способствовало бы хорошему прогреву почвы и гроздей. Как мы понимаем, «вершкам» от избыточной жары никакой пользы нет совершенно. Иными словами, пленочные теплицы не являются оптимальным вариантом. Во всяком случае, их еще предстоит совершенствовать применительно к виноградной лозе.

Какая модель, в таком случае, является более рациональной – по общей сумме экономических и теплофизических параметров, а также с учетом возможностей обычных садоводов-любителей, замахнувшихся на качественное виноделие (пусть даже на микроуровне)? Для этого нам нужно еще раз присмотреться к агротехнике открытого грунта, применяемой в Сибири. Отметим, что в наших краях «открытый грунт» для винограда является некой условностью, потому что на практике этот грунт не совсем «открытый». В подавляющем большинстве случаев и для подавляющего большинства сортов винограда на начальных стадиях вегетации используется парниковая пленка. Обычно она служит в качестве страховки от возвратных заморозков. Но одновременно с тем она способствует ускорению начала распускания почек и увеличивает сумму активных температур примерно на 300 градусов. Где-то в конце мая или в начале июня, когда минует угроза заморозков, пленку снимают, и дальше виноград растет открыто – как это происходит на юге. Но поскольку лето в Сибири не совсем южное, некоторые опытные виноградари прибегают к различным способам накопления тепла: мульчируют междурядья темным материалом, подсыпают в посадочные ямы песок, раскладывают между растениями камни или пластиковые баки, наполненные водой. В общем, применяют, как могут, минимальные знания в области теплофизики.

В этот набор приемов можно включить еще один, куда более существенный: использовать пленку не временно, а постоянно – на весь период вегетации, до полного вызревания гроздей. В принципе, ничего нового в этом нет, поскольку такой прием уже давно был опробован в северном виноградарстве. Речь идет о так называемых малогабаритных укрытиях. Их важная особенность заключается в том, что они позволяют концентрировать тепло именно там, где оно нужнее всего, то есть в нижней части, до уровня гроздей или чуть выше.

В книге Р. Лойко «Северный виноград» приводится пример такой конструкции. Это деревянный каркас, имеющий на торце форму усеченной пирамиды. Ширина внизу – 0,7 м, ширина вверху – 0,3 метра. Высота – метр. Пленка набрасывается сверху и крепится к верхним продольным рейкам. Нижние концы пленки присыпаются землей. Когда верхушки побегов упрутся в верхний край пленки, в ней делается надрез, и лозы выводятся наружу. Если верить приведенной таблице, то таким путем можно ускорить созревание ягод как минимум на три недели (чем раньше мы устанавливаем укрытие, тем лучше). Отсюда следует, что малогабаритные укрытия дают возможность нашим виноградарям растянуть сроки вегетации до 140-145 дней. Под эти цифры уже попадают средние сорта, в число которых входит достаточно большой список винной классики.

К сожалению, в приведенной книге малогабаритным укрытиям уделено всего полторы страницы. Столь беглое описание исключает очень важные детали. Не совсем понятно, например, насколько такая конструкция устойчива к шквалистому ветру, как закрепляются побеги после их выхода наружу, попадает ли внутрь дождевая вода и так далее? Сам принцип совершенно понятен и дает сумму различных технических решений. Тем не менее, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант (или несколько таких вариантов), необходимо провести соответствующие испытания.

Я провожу такие испытания уже пятый год, взяв изначально за основу ту модель, что была описана в книге Р. Лойко. Правда, ширину основания я довел до одного метра, а высоту – до 1,2 метра (что подходит под стандартный рукав парниковой пленки шириной 1,5 метра).

Недостатки такой конструкции выявились в первый же сезон. Да, эта модель позволяет надежно защитить побеги от возвратных заморозков, поскольку здесь можно легко использовать не только одинарное, но двойное и даже тройное покрытие (особенно хорошо идет сочетание пленки с нетканным материалом типа «Агротекс»). А это значит, что мы можем не затягивать с подготовкой виноградных кустов к вегетации, делая это в самом начале апреля (в зависимости от скорости таяния снега). Если весна дружная, то распускание почек может прийти на третью декаду апреля (что соответствует условиям юга Ростовской области). Так, в 2020 году почки устойчивых сортов (Маршал Фош) начали распускаться в таком укрытии уже с 20 апреля. Европейские сорта «вышли на старт» неделей позже.  Это означает, что к 1 сентября (то есть еще как минимум за 10 дней до прихода первых осенних заморозков) мы получаем 126 – 133 дня вегетации. Прибавьте к этому еще 10 сентябрьских дней, и вы получите весьма обнадеживающую цифру. В 2021 году из-за очень глубокого снега (который долго не сходил с участка) вегетация началась на 8 - 9 дней позже (что совсем не критично). В этом году она началась примерно так же, как и в позапрошлом году.

Далее, при указанной высоте укрытия цветение винограда происходит в закрытом пространстве, что заметно ускоряет прохождение этой фазы даже в прохладное время. Обычно цветение приходится на первую декаду июня (что также соответствует условиям юга страны). И здесь важнее беречь соцветия не столько от холода, сколько от избыточного тепла (были случаи, когда они отваливались из-за сильной жары внутри). Сделать это не так уж сложно – достаточно открыть торцы и приподнять нижний край пленки. Главное – проявлять внимательность.

Что касается защиты верхней части кустов от ранних осенних заморозков, то здесь

обращу внимание на то, что я не применяю интенсивную агротехнику с ее объемными шпалерами и длинными кордонами. Используется система одинарного или двойного Гюйо. Поэтому куст весьма компактен, а верхняя часть лозы обычно направляется горизонтально вдоль ряда, связываясь наверху в фашины (такой метод, кстати, применяется в КФХ «Сад Шубиной» для открытого грунта). Высота верхушек редко превышает 1,5 метра, поэтому здесь легко использовать укрывной материал в качестве защиты от осенних заморозков.

В общем, с теплом разобрались. К сожалению, авторы указанной конструкции не приняли во внимание две очень серьезных природных стихии, а именно – дождь и ветер. Особенно ветер. Сразу скажу, что хороший шквал (а в Сибири они теперь случаются почти каждый год, и по нескольку раз за сезон, особенно весной), разнесет такое укрытие в два счета или разорвет пленку (особенно в том случае, если будут приоткрыты торцы). Мне пришлось срочно привносить изменения и дополнение в конструкцию в целях защиты от ветровых нагрузок. В частности, пришлось придумать специальную страховку в виде крупной сетки, сплетенной из капронового шпагата. Это несколько усложняет систему, зато теперь я не переживаю во время сильных ветров, поскольку конструкция достойно выдержала испытание при шквале с порывами до 28 м/с.

Дождь является еще одной неприятностью. И как показал опыт, конфигурация в форме усеченной пирамиды не совсем подходит, поскольку она способствует проседанию верхней части пленки под тяжестью воды, что ведет к нежелательному увлажнению лозы (а в парниковых условиях избыточная влажность чревата грибковыми заболеваниями). Чтобы защитить растение от лишней влаги, приходится делать дополнительные приспособления в виде «зонтика». Или же необходимо менять саму конфигурацию укрытия, отойдя от строго симметричной формы – так, чтобы одна сторона слегка нависала над другой, а вывод верхушек побегов наружу осуществлялся не сверху, а сбоку.

Здесь я не буду вдаваться в детали, поскольку для этого понадобится написать целую книгу. Ясно одно: конструкция еще далека от совершенства, и предстоит много работы, чтобы сделать ее приемлемой во всех отношениях. Тем не менее, уже сейчас получены весьма обнадеживающие результаты по выращиванию технических сортов винограда, о чем мы подробно расскажем в заключительной части.

Олег Носков

Окончание следует