Маленький, но древний

Экспедиции новосибирских на территории Монголии археологов регулярно приносят интересные находки времен каменного века. В начале этого года, к примеру, на международном симпозиуме «Новейшие открытия в палеолите Евразии» старший научный сотрудник лаборатории «Цифра» Института археологии и этнографии СО РАН, к.и.н. Арина Хаценович рассказывала о бусинах из скорлупы страусовых яиц.

«Яичная скорлупа – это очень интересный для ученых материал. Во-первых, изделия из скорлупы, в отличие от каменных, можно датировать с куда большей точностью. Изучая бусины, мы узнаем, какой техникой обработки материалов владели люди в это время. Но кроме того, мы можем получить данные о диете самого страуса, данные о климате той эпохи», – отметила она тогда.

Экспедиции новосибирских на территории Монголии археологов регулярно приносят интересные находки времен каменного века А теперь ученые обнародовали еще более интересный результат полевой работы. В международном журнале Scientific Reports вышла статья, в которой впервые были опубликованы предметы палеолитического искусства, найденные на памятнике Толбор-21 в Северной Монголии. Раскопки стоянки проводятся под руководством ведущего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН Евгения Рыбина с 2014 года, в сотрудничестве с коллегами из Института археологии Монгольской академии наук и Калифорнийского университета. За эти годы были найдены подвески из мягких поделочных пород камня – серпентинита, талькита, стеатита, – однако самым ярким и противоречивым свидетельством символической деятельности древних людей стала находка подвески из графита.

Отличает ее не только материал: ранее на памятнике Толбор-21 находили другие подвески, выполненные из серпентинита, талькита, стеатита и скорлупы страуса, но они представляют собой плоские дисковидные украшения с просверленным отверстием, без какой-либо явной символической нагрузки. Такие личные украшения могли использоваться для самоидентификации человека как внутри социальной группы, так и на межгрупповом уровне, говорят археологи.

Артефакт, о котором шла речь в статье был объемный, причем очень интересной формы. «Когда трасолог Александр Федорченко впервые посмотрел на изделие под микроскопом и сказал, что это похоже на фаллос, я решила, что он посмеивается над нами. Для нас это был камень с поперечной гравировкой, и мы пытались найти ему утилитарное объяснение», – вспоминает Арина Хаценович.

Однако дальнейшие исследования подтвердили правоту трасолога, как и то, что эта форма была не случайной, а несла некое символическое значение.

«Не исключено, что изображение фаллоса могло быть связано с представлениями о плодородии и фертильности, однако, ранее считалось, что они в большей степени связаны с женским началом (например, палеолитические Венеры). Фаллическая подвеска из Толбор-21 древнее, чем Венеры, и это ставит под вопрос прерогативу женского начала в палеолите», - подчеркнул Евгений Рыбин.

Исследование также позволило установить, что предмет был сломан, а определение центра тяжести показало, что он использовался в качестве подвески. Фрагментированная поверхность не несёт на себе следы износа, однако она покрыта карбонатной коркой, что говорит в пользу того, что сломалась подвеска не в силу механических повреждений в слое, а при её использовании.

Интересен и материал, из которого изготовлена подвеска, поскольку ближайшее месторождение графита расположено в 100 км от места стоянки. По словам Арины Хаценович, подобная транспортировка экзотического сырья или изделий из него на дальние расстояния, до 550 км, уже известна для носителей тех же традиций начального верхнего палеолита.

«На данный момент это изделие представляет собой самое древнее изображение фаллоса в Евразии и единственную в мире трёхмерную фаллическую подвеску палеолитического времени. Оно найдено в слое, который датируется возрастом в 42000 лет назад. Таким образом, гендерные признаки, не только женские, но и мужские, играли значительную роль в символизме человека на стадии расселения Homo sapiens в Азии и их трансгрессии с неандертальцами и денисовцами», – подытожил Евгений Рыбин.

Сергей Исаев