Мы продолжаем публиковать цикл переводных текстов из The Economist, посвященных чертам экономики будущего.
Предыдущие статьи цикла - 3D-портрет фабрики будущего , Большой «китайский откат» и Материалы: продвигаясь вперед.
Когда-то Нью-Йорк был столицей промышленного производства США, в 1950 году более миллиона людей было занято в этой сфере. Сегодня это число снизилось до 80 000, и в основном они работают в компаниях с узкой специализацией, такой, как мебельная и пищевая промышленность, а также тех, что наполняют оживлённый район Манхэттена, торгующий одеждой. Тем не менее, мы наблюдаем как, созданная предпринимательским духом города, появляется новая сфера. Её можно назвать общественным производством.
Одна из занимающихся этим компаний — ультрамодная, как и её название, Quirky (quirky — необычный, странный, чудаковатый, прим. переводчика). Эта новая студия дизайна располагается в переоборудованном складе около реки Гудзон и владеет небольшой фабрикой, где есть пара 3D-принтеров, лазерный резак, фрезерные станки, камера для окраски и другое оборудование. Эта мастерская прототипирования является главной в бизнесе Quirky по превращению идей других людей в готовые продукты.
С помощью растущего сетевого сообщества Quirky представляет по два новых потребительских товара в неделю. Это работает следующим образом: пользователь представляет на рассмотрение идею, и если достаточному количеству людей она понравится (как на Facebook), то команда Quirky по конструированию изделий изготавливает прототип.
Пользователи оценивают его онлайн и могут принять участие в формировании итогового дизайна и упаковки, определиться с ценой. Затем Quirky занимается поиском подходящих производителей. Продукт продаётся через сайт Quirky, а если спрос растёт, то и через розничные сети. Quirky также занимается патентованием и утверждением стандартов, и отдаёт 30% прибыли от прямых продаж изобретателям и другим пользователям, которые принимали участие в создании продукта.
Пока наиболее успешный продукт Quirky — Pivot Power, электрический удлинитель с регулируемыми розетками, облегчающий подключение различных зарядных устройств, стоимостью в 29.99$. Идея пришла в голову Джейку Зайну из Милуоки, когда он учился в старших классах, он отправил её в Quirky, и 709 людей поддержали продажу его идеи. К началу апреля, продав более 200 000 устройств, Зайн заработал на своём изобретении 124 000$.
Используя своё сообщество как референтную группу, Quirky быстро может определить, имеется ли для товара рынок сбыта, и установить справедливую цену ещё до принятия самого решения о производстве. Большая часть продукции фирмы изготавливается субподрядчиками в Азии, в частности, в Китае. «С тем, с какой скоростью они могут превращать эскизы в продукты, мало кто может соперничать» — говорит Бен Кауфман, директор Quirky. Аддитивное производство пока не готово для подобного производства в крупных масштабах, как он указывает, но это может измениться.
Quirky надеется в будущем изготавливать больше продуктов в США, видя преимущества в том, чтобы находиться близко к месту производства.
«Интенсивность креативного мышления, когда вы стоите рядом со станком, производящим сотни тысяч вещей, намного выше, чем когда вы работаете за 4000 миль,» — говорит Кауфман. «Ваше сознание крутится вокруг того, что же ещё такое вы можете придумать, чтобы станок это изготовил».
Shapeways, другое онлайн-сообщество по производству, специализируется на услугах 3D-печати. Компания, основанная в 2007 году в Эйндховене (Нидерланды), где она содержит европейскую производственную базу, переместила свою штаб-квартиру в Нью-Йорк, где создаёт второе предприятие 3D-печати. В прошлом году Shapeways отгрузила 750 000 изделий, и это число быстро увеличивается. Пользователи Shapeways загружают свои проекты, чтобы автоматически получить моментальную квоту для печати на промышленных 3D-принтерах с большим выбором материалов. Пользователи также могут заниматься онлайн-продажей своих товаров, устанавливая собственные цены. Некоторые проекты могут быть модифицированы покупателями, например, они могут поместить свои инициалы на запонки.
«Простой онлайн-доступ к 3D-печати имеет три важных последствия для производства» — говорит Питер Вайжмаршозен, глава Shapeways. Во-первых, это скорость выхода на рынок: Shapeways продавала обложки для iPad уже через 4 дня после запуска его продаж Apple в 2010 году. Во-вторых, риск выхода на рынок ничтожен, потому что бизнесмены смогут обкатать свои идеи, прежде чем переходить к крупномасштабному производству, и изменять свои прототипы в соответствии с отзывами первых покупателей. Некоторые товары Shapeways проходят через 20-30 итераций в год. И в-третьих, это возможность производить вещи, изготовить которые ранее было сложно иными способами, как правило по причине их чрезмерной замысловатости для изготовления на станке.
Можете ли вы представить?
Люди не перестают удивлять своими идеями. Последние примеры включают в себя любопытные ходячие крабоподобные устройства, некоторые из них движутся с помощью небольших ветряков, разработанные Тео Янсеном, датским художником (кажется, что датчане обладают естественным сродством с 3D-печатью). Они тоже распечатаны за один проход, вместе со всеми движущимися частями. «Если вы дадите людям доступ к креативной технологии таким образом, что она их не отпугнёт, они найдут способ использовать её так, как вы себе и представить не можете» — говорит Вайжмаршосен. И эта технология становится всё более простой в использовании. Когда Shapeways начинала свою деятельность, половину загруженных файлов не удавалось распечатать из-за ошибок или сбоев. Теперь доля успешных распечаток дошла до 91% благодаря программному обеспечению, автоматически исправляющему проблемы.
Раджив Кулкарни, который управляет потребительским отделом в 3D Systems, хочет, чтобы первый потребительский 3D-принтер компании был настолько простым, чтобы даже ребёнок мог его использовать. Cubify, их онлайн-служба для пользователей, также предоставляет 3D-печать и онлайн-торговлю, и сотрудничает с такими организациями, как Freedom of Creation, проектной группой, которая специализируется на продуктах 3D-печати.
Будучи единожды оцифрованной, вещь станет легко копируемой. Это означает, что защита интеллектуальной собственности будет столь же сложна, как и в других сферах, которые стали цифровыми. «Онлайн-контент потребует проверки на нарушения» — говорит Кулкарни. И здесь нас ждёт немало каверзных моментов. К примеру, что случится, если посетитель Disney World во Флориде сделает серию фото замка Золушки, сконвертирует их в 3D-файл и использует его, чтобы распечатать и продавать копии замка в онлайне? Кулкарни спокоен: «Это то, с чем нам придётся разбираться, но это не должно быть препятствием для инноваций».
Интернет уже облегчает жизнь обычным производителям, позволяя им покупать детали и сборные изделия по всему миру. Одна онлайн-группа из Атланты, MFG.com, с более чем 200 000 членами из 50 стран, предлагает изобилие услуг по изготовлению. Компании используют сервис, чтобы объединяться и сотрудничать, загружая цифровые проекты, получая комментарии и оценивая полученные услуги. Подобные онлайн-сообщества по производству в какой-то мере могут стать виртуальным эквивалентом промышленного кластера.
По мере того, как онлайн-сервисы и программное обеспечение будут распространяться шире, они также позволят клиентам принимать участие в производственном процессе.
Например, Dassault Systemes, французский производитель программного обеспечения, создала виртуальное онлайн-окружение, в котором сотрудники, поставщики и потребители могут работать совместно, чтобы воплотить новые идеи в реальность. Оно даже предоставляет реалистичные манекены, чтобы испытывать на них новые товары.
То, в каком случае продукты не справятся с задачей, как их можно ремонтировать, и как их можно будет разобрать для последующей утилизации — всё это может быть смоделировано на компьютерах. Фирмы по производству ПО называют такие услуги «управление жизненным циклом продукта», так как они проделывают компьютерное моделирование, начиная от концепции продукта и до его смерти, что в наши дни означает переработку.
Таким же образом, как переход к цифровой форме информации избавил некоторых от необходимости работать в офисе, это произойдёт и в производстве. «Разработка продукта и моделирование сегодня могут быть выполнены на персональном компьютере, а результаты доступны посредством облачных технологий с помощью таких устройств, как смартфон» — говорит господин Рошель из Autodesk, компании по разработке ПО из Кремниевой Долины. Это значит, что дизайнеры и инженеры смогут работать над продуктом и обмениваться мыслями, находясь где угодно. Что это значит для производства? Рошель видит это так: «Это означает, что фабрикой будущего буду я, сидя в своём домашнем офисе».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии