Когда истина дороже денег

В наше время нередко доводится слышать о том, что климатический скептицизм, а равно как и предсказания глобального похолодания, - дело рук ангажированных ученых, за которыми маячат руководители крупных нефтедобывающих компаний. Напомним, что в 1970-е годы тема грядущего похолодания достаточно широко обсуждалась в научно-популярных изданиях. Тему подняли на щит западные гляциологи, увлеченно рассуждавшие о Ледниковом периоде. Возможно, с их подачи начались разговоры о новом наступление ледника.

Интересно, что в советские годы даже издавались научно-популярные книжки, где, например, прямо говорилось о наступлении сильного похолодания, начиная с нового тысячелетия.  Предсказывалось, что в 2000 году Арктика замерзнет настолько, что это сильно затруднит судоходство в тех местах. На самом деле всё вышло с точностью до наоборот. Получается, что тема глобального похолодания намеренно «раскручивалась» в чьих-то интересах?

Конечно, нельзя с уверенностью сказать, будто ученые сознательно шли на поводу у неких влиятельных «хозяйствующих субъектов» того времени, подгоняя факты под заранее выбранную схему. Скорее всего, мы имеем дело с обычной ошибкой, от чего наука никак не застрахована (иначе она не была бы наукой). В одном из своих трудов всемирно известный советский геофизик-климатолог Михаил Будыко отмечал, что в середине 1970-х годов существовало порядка двух десятков климатических моделей, которые предсказывали похолодание. Однако это само по себе еще не доказывает ангажированности исследователей.

Совсем недавно представители нефтяного гиганта ExxonMobil решили опровергнуть распространенный стереотип, будто нефтедобывающие компании действуют вопреки проводимой в мире климатической политике.  Дело в том, что со стороны экологических активистов с определенных пор происходят массированные пропагандистские атаки на компанию, обвиняемую в попытках дискредитации выводов ученых-климатологов о влиянии ископаемого топлива на глобальное потепление. Основанием для таких атак стало неожиданное сворачивание в 1990-х годах финансирования научных исследований о климате внутри компании. В руководстве Exxon это объяснили тем, что прогнозы ученых не могут быть достаточно точными и определенными, поэтому отсюда вытекает риск принятия необоснованных решений, способных привести экономику к состоянию хаоса.

Такая позиция дала повод обвинить нефтяного гиганта в противодействии попыткам мирового сообщества предотвратить климатические изменения. Якобы она выделяет миллионы долларов на то, чтобы поставить под сомнение утверждения ученых о вредности для климата повсеместного использования нефти и газа (то есть всего того, на чем компания зарабатывает гигантские суммы).

Представители Exxon неоднократно опровергали эти заявления, связывая их с организованной травлей со стороны экологических активистов. Однако наиболее весомым аргументом с их стороны в пользу своей объективности стала ссылка на научную работу внутри самой компании. По их словам, среди ученых Exxon происходил нормальный научный спор о влиянии ископаемого топлива на климат планеты. Опираясь на результаты этих дискуссий, в 1996 году её тогдашний директор Ли Реймонд как раз и заявил Экономическому клубу Детройта о том, что научные данные пока что не позволяют делать окончательных выводов о влиянии человека на климат.

Разумеется, у производителя углеводородов нет кровной заинтересованности в том, чтобы поддерживать борьбу с ископаемым топливом. Тем не менее, в компании уверяют, что Exxon принимает активное участие в деле предотвращения дальнейшего роста глобальной температуры. Тем самым нефтяной гигант вносит свой вклад в реализацию стратегии построения безуглеродного будущего. Например, совсем недавно компания объявила о выделении 17 миллиардов долларов на различные инициативы по снижению выбросов до 2027 года. Параллельно было объявлено о планах по сокращению выброса метана на 40% и снижению углеродоемкости собственной деятельности на десять процентов. Также в компании надеются на хорошие перспективы для отрасли по улавливанию углерода.

Чтобы доказать, будто такой разворот в сторону декарбонизации не является вынужденной реакций на критику со стороны эко-активистов, руководство Exxon решило напомнить о том, что ученые компании уже давно предвидели угрозу глобального потепления. И это – далеко не голословное заявление. Не так давно было проведено специальной исследование научной деятельности компании за сорокалетний период. Результаты показывают, что, действительно, ученые Exxon в конце 1970-х и начале 1980-х годов довольно точно предсказали (опираясь на полученные ими эмпирические данные) изменение климата в сторону потепления. Большинство внутренних климатических прогнозов за указанный период (а они составляют 83% файлов) полностью соответствуют динамике глобального потепления, установленной ведущими научными организациями США.  Как подчеркивают исследователи, было обнаружено, что эти прогнозы были составлены столь же грамотно, как и прогнозы независимых академических и государственных учреждений того времени. Такие выводы делаются на оценке 32 внутренних документов, подготовленных учеными ExxonMobil, а также на основе 72 рецензируемых научных публикаций, авторами или соавторами которых были ученые компании в период с 1982 по 2014 год.

Причем, в некоторых случаях работы корпоративных научных сотрудников показывают более высокий качественный уровень, чем работы ученых из гораздо более влиятельных правительственных учреждений. Вот конкретный пример. Считается, что современное движение за сохранение климата началось с 1988 года, когда ученый NASA Джеймс Хансен представил Конгрессу свои прогнозы относительно глобального потепления. Данное исследование совпало с реальным положением дел примерно на 66 процентов.

Так вот, аналогичные прогнозы ученых Exxon того же времени совпали с реальностью на 75 процентов! Это лишний раз свидетельствует о том, что в руководстве нефтяного гиганта были хорошо осведомлены о динамике указанных процессов. И работу в этом направлении они финансировали до 1990-х годов, то есть до того времени, когда теория глобального потепления получила официальное признание на мировом уровне.

Таким образом, у руководителей ExxonMobil в самом деле есть основания утверждать, что они стояли у истоков современного климатического движения и внесли посильный вклад в развитие данной темы (выделяя на эти цели собственные финансовые ресурсы). В настоящее время руководство компании настаивает на том, что попытки эко-активистов исказить реальный вклад нефтяного гиганта в решение климатической проблемы только дополнительно ее усугубит, поскольку Exxon является частью ее решения.

Насколько эти заявления искренни, а не продиктованы конъюнктурными соображениями, покажет время. Что же касается чисто научного аспекта проблемы, то последние данные NASA показывают, что прошедший 2022 год стал одним из самых теплых за всю историю наблюдений. Глобальная температура оказалась на 1,6 градуса по Фаренгейту выше среднего показателя за базовый период с 1951 по 1980 год. Если сравнивать со средней температурой конца XIX века, то здесь разница с прошлым годом составит примерно 2 градуса по Фаренгейту. То есть реальная динамика процесса выражена весьма отчетливо. При этом, отмечают специалисты, после «ковидного» 2020 года выбросы парниковых газов снова пошли вверх. Быть может, климатические инициативы нефтяных гигантов, их работа по соответствующим проектам опять покажут более высокий качественный уровень, как это уже было с их научными прогнозами.

Николай Нестеров