Когда инженеры и сварщики решают всё

В начале июня этого года пришли сообщения о неполадках на третьем энергоблоке финской АЭС «Олкилуото». Из-за неисправности турбины произошла вынужденная остановка реактора. Производство электричества было прервано, что серьезно сказалось на энергоснабжении потребителей. Самым печальным является то, что третий энергоблок стал особо «проблемным». В эксплуатацию он был запущен совсем недавно – в апреле 2023 года. Однако уже в ноябре начались проблемы, из-за чего работа реактора прерывалась два раза. И вот новый сбой, вызванный, как уверяют специалисты, рядом «косяков», допущенных техническим персоналом в процессе возведения объекта. Если ошибки и просчеты устранить не удастся, это может печальным образом сказаться на всей энергосистеме страны, где очень рассчитывают на развитие атомной генерации.

Эта история показательна для нас в двух моментах. Начнем с того, что Финляндия, в отличие от Германии, не стала сбрасывать со счетов «мирный атом». Немцы, как мы знаем, решили проблему с АЭС радикально – они просто закрыли все энергоблоки, поставив во главу угла энергию из возобновляемых источников. Финны решили пойти другим путём, который в настоящее время считается более рациональным и взвешенным, нежели повальное упование на ВИЭ.

Напомним, что на прошедшем в  Дубае климатическом саммите COP28 была принята декларация о трехкратном увеличении к 2050 году доли атомной энергетики. То есть «мирный атом» в глазах мирового сообщества неожиданно «позеленел» до такого уровня, что с ним начали связывать достижение так называемых нулевых выбросов. Указанную декларацию подписали 25 стран, в их числе – США, Канада, Франция, Чехия, Болгария, Швеция, Нидерланды, Польша, Румыния, Япония, Объединенные Арабские Эмираты, Финляндия и другие. То есть мы с полным правом можем говорить об отчетливой корректировке «зеленого курса», где на ВИЭ уже свет клином не сходится. Как мы сказали, эта позиция является более рациональной и достаточно взвешенной. Не удивительно, что на Западе стали открыто заявлять об «атомном ренессансе» и выстраивать соответствующие энергетические программы, где значится строительство новых АЭС.

И вот здесь мы подходим ко второму моменту, напрямую связанному с упомянутыми просчетами и ошибками при возведении атомного энергоблока. Начиная с 2022 года, Финляндия по принципиальным соображениям решила отказаться от российских энергоносителей. Причина такого решения понятна. Но поскольку строительство ветряков, как убедительно показала практика, не в состоянии полноценно заменить дефицит природного газа, финское руководство сделало ставку на атомную энергетику. Причем, здесь оно также решило показать свою принципиальность, разорвав отношения со специалистами «Росатома». В общем, Финляндия полностью доверила свою атомную энергетику европейским «собратьям». О результатах мы сказали в самом начале.

В принципе, неприятных эксцессов можно было бы избежать, если бы электростанция подольше поработала в тестовом режиме. Но руководство страны решило, как можно скорее вывести в общую сеть новые генерирующие мощности, поскольку, как мы сказали, необходимо было срочно компенсировать нехватку газа (российского газа, напомним). Такой версии придерживаются некоторые российские эксперты. Однако есть основания полагать, что проблема гораздо серьезнее, и касается она атомной энергетики в целом. Суть проблемы – острая нехватка квалифицированных кадров для атомной отрасли, с чем уже столкнулись в странах Европы.

Недавно агентство Bloomberg подробно осветило печальную картину: возрождению атомной отрасли в европейских странах препятствует банальная нехватка квалифицированных работников. Нехватка рабочей силы ощущается настолько остро, что во Франции, например, некоторые компании стали нанимать пенсионеров. В Великобритании рекламируют «атомные» вакансии на станциях лондонского метро, а в Швеции предлагают бесплатные сэндвичи молодым людям, решившим посетить соответствующие образовательные курсы. Как отмечают западные эксперты, чтобы реализовать одобренные правительством проекты по строительству новых АЭС, кадровый голод необходимо ликвидировать в кратчайшие сроки. Сделать это будет не так уж просто, учитывая, насколько здесь всё оказалось запущенным.

Причину такой запущенности понять не сложно. Дело в том, что после фукусимской трагедии на атомной отрасли чуть ли не поставили крест. Затем началось бурное увлечение возобновляемой энергетикой, которой прочили великое будущее. Еще не так давно ярым сторонникам «зеленого курса» казалось, будто атомные электростанции должны уйти в прошлое, поскольку несут в себе потенциальную угрозу экологии. В Германии, как мы отметили, этой линии последовательно придерживаются вплоть до настоящего времени. Но Германия (о чем мы неоднократно писали) является особым случаем зеленого фанатизма. До руководителей же других европейских стран стало доходить, что достижение нулевых выбросов исключительно за счет ВИЭ – это утопия. В итоге «зеленый курс» решили скорректировать в пользу «мирного атома», что наглядно подтвердил прошлый климатический саммит в Дубае.

Однако затянувшаяся «атомная» пауза успела сыграть свою негативную роль. Поскольку работу в атомной отрасли считали неперспективной, произошло вполне закономерное сокращение необходимых работников и специалистов. Обновления кадров практически не происходило. Так, после того как французская компания EDF в начале «нулевых» прекратила строительство новых АЭС, она столкнулась сегодня с высоким средним возрастом имеющихся специалистов (а таковых на сегодняшний день насчитывается примерно 220 тысяч человек). Теперь, учитывая амбициозные правительственные планы по развитию атомной энергетики, в течение последующих десяти лет необходимо будет дополнительно привлечь в отрасль порядка ста тысяч работников – от инженеров до сварщиков.

В этих целях во Франции запущена рекламная кампания, ориентированная на подростков. Соответственно, в колледжах принимаются программы для профессиональной подготовки будущих кадров. Напомню, что согласно планам, утвержденным действующим президентом Макроном, EDF должна построить шесть атомных реакторов на сумму 67 млрд евро. В перспективе намечено строительство как минимум еще восьми реакторов. Со своей стороны, соперники Макрона из «Национального объединения» Марин ле Пен готовы идти еще дальше, замахиваясь на строительство двадцати атомных реакторов. В общем, Франция твердо придерживается линии на развитие «мирного атома», и в этой связи решение кадровой проблемы становится одной из ключевых.

Чтобы было понятно: в атомной отрасли халтурный или дилетантский подход к работе неприемлем по определению. Иначе вы получите трагедию или бесполезное прожигание средств. Источник всевозможных «косяков» и просчетов чаще всего определяется кадровой ситуацией, которая обычно усугубляется чрезмерно растянутыми сроками строительства. Восполнение дефицита работников за счет притока случайных людей ни к чему хорошему не ведет. Например, в 2022 году, когда во Франции начались ремонтные работы на уже существующих АЭС, вдруг выяснилось, что для замены систем охлаждения реакторов не хватает хорошо обученных сварщиков, способных смонтировать трубы так, как положено по регламенту.

Недостаточная квалификация рабочих отрицательно сказывается и на реализации флагманских проектов, из-за чего растягиваются сроки запуска в эксплуатацию новых реакторов. Проблемы, на первый взгляд, кажутся банальными, но для атомной отрасли они являются серьезным недочетом – начиная от низкого качества бетона (избыток влаги) до дефектных сварных швов.

Подобные «косяки» приносят компании серьезные репутационные издержки, ведь для EDF возведение атомных объектов не ограничивается только Францией. Компания осуществляет строительство АЭС и в других странах, при этом регулярно выбывая из утвержденного графика. Так, например, произошло с двумя энергоблоками, возводимыми в Китае. Еще более красноречивый пример – упомянутый выше злосчастный третий энергоблок «Олкилуото» в Финляндии, запущенный в прошлом году (с просрочкой в 14 лет!) и уже ставший источником головных болей для национальной энергосистемы по причине нескольких сбоев.

Но и это не всё. В Великобритании реализация проекта новой АЭС Hinkly Point была отложена опять же из-за нехватки рабочей силы, при этом серьезно выросла его стоимость. Отметим, что Великобритания намерена к середине столетия увеличить свои атомные мощности в четыре раза. И теперь правительство ломает голову над тем, чтобы привлечь в отрасль 123 тысячи новых работников.  Для этих целей уже выделено порядка 763 миллионов фунтов стерлингов, которые будут потрачены на профессиональную подготовку.

В свою очередь Швеция собирается увеличить количество атомных реакторов к 2045 году до десяти (сейчас их шесть). И здесь также приходится решать проблему кадрового дефицита, направляя средства на переподготовку специалистов.

На этом фоне ситуация в нашем «Росатоме» выглядит вполне приемлемо (особенно если учесть, что госкомпания одновременно реализует 20 проектов полного цикла в разных странах). Впрочем, не будем загадывать вперед и трубить победу, поскольку в мире всё стремительно меняется.  Но все же российский пример показывает, что сдержанное отношение к «зеленому курсу», проявленное руководством нашей страны, в практическом плане оказалось куда более полезным, нежели фанатичная приверженность модным учениям, как это случилось в Европе.

Андрей Колосов