Как мы уже знаем, руководство РФ намерено до 2030 года довести долю атомной генерации в стране до 20 процентов. Об этом не так давно заявил сам Президент Владимир Путин, выступая на «Энергетической неделе» (о чем мы писали). Напомним, что серьезное значение сегодня уделяется атомным реакторам малой мощности, с которыми напрямую связывают освоение северных территорий. Есть даже концептуальные проекты северных поселений будущего, где за счет малых АЭС будут решаться вопросы снабжения не только электричеством, но также и теплом. Причем, благодаря избытку энергии наши ученые предлагают выращивать овощи и зелень прямо на местах в специальных теплицах (о чем мы также писали).
Картинка прямо-таки футуристическая, но надо понимать, что она уже воплощается на практике. Российское руководство уделяет серьезное внимание освоению Арктики, и атомные реакторы малой мощности выступают в качестве ключевого технологического звена, определяющего объективную возможность такого освоения. Важнейшей вехой на этом пути стал запуск в декабре 2019 года первой плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» на Чукотке возле города Певек. Представители госкомпании «Росатом», являющейся разработчиком данного проекта, вполне справедливо заметили, что запуск такого энергетического объекта является «историческим событием» не только для России, но и для всего мира. Здесь нет преувеличения. Во многом это напоминает событие 1957 года, когда наша страна вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. На сегодняшний день Россия по части создания малых атомных реакторов явно опережает своих зарубежных конкурентом. И не удивительно, что «Академик Ломоносов» привлек к себе пристальное внимание из-за рубежа.
Разумеется, были и скептические отклики. Недоброжелатели окрестили ПАТЭС «Плавающим Чернобылем», намекая на опасность радиационного заражения. Однако стоит полагать, что такая оценка связана с общим неприятием атомной энергии, что имеет место в ряде западных стран. По поводу «мирного атома» до сих пор ведутся бурные дискуссии: можно ли включать АЭС в список «зеленых» источников или нет? Мнения четко разделились. И здесь как раз «Академик Ломоносов» дал дополнительный аргумент в пользу тех, кто выступает за расширение доли атомной энергии путем применения принципиально новых технических решений. Одно из таких решений как раз и демонстрирует российский проект ПАТЭС.
Так, «Академик Ломоносов» произвел сильное впечатление на англичан. Таблоид «Daily Mail» даже посвятил ему целую статью. У авторов вызвал некоторое изумление тот факт, что нагретая вода, использующаяся для охлаждения реактора, направляется в систему отопления близлежащих домов. Решение вполне рациональное, но у англичан, по-видимому, есть на этот счет некоторые предубеждения ввиду страха перед радиацией. Правда, беседа с местными жителями показала, что подобных опасений и переживаний они не испытывают, тем более что с ними была проведена необходимая разъяснительная работа. Поэтому всякие страхи перед «Чернобылем» в большей степени отражают предрассудки западной прессы, чем реальное эмоциональное состояние российских граждан. Принципиально то, что для Арктики данное решение является оптимальным, поскольку позволяет решить проблему энергетического снабжения прибрежных поселений и промышленных объектов без подвоза ископаемого топлива.
Экономия на ископаемом топливе, пожалуй, стала главным аргументом для западных наблюдателей в пользу малых атомных реакторов. «Академик Ломоносов», таким образом, дал борцам с углеродными выбросами наглядный пример реальных альтернатив в плане перехода на безуглеродные источники энергии. Прежде всего – для англичан и американцев, которые (в отличие от немцев) не спешат списывать со счетов «мирный атом». Под впечатлением российского проекта в концепцию «зеленого» энергоперехода внесли существенные коррективы: одни лишь возобновляемые источники энергии проблему выбросов не решают. Необходимо развивать атомные технологии, делая упор на атомные реакторы малой мощности и микрореакторы. Интересно, что даже такой пылкий поклонник гигантских ветряков, как бывший премьер Борис Джонсон, включил атомную энергетику в состав «зеленых» стратегических программ декарбонизации.
Известно, что в Европе (включая и Великобританию) всерьез рассматривают полный запрет на установку газовых котлов и замену их тепловыми насосами. Так вот, отопление домов с помощью тепла от атомного энергоблока, продемонстрированное на практике в нашем проекте ПАТЭС «Академик Ломоносов», оказалось куда более привлекательным вариантом, чем работа тепловых насосов от солнечной или ветряной генерации. Углеродный выбросов нет в обоих случаях, только «атомный» вариант выглядит как более надежный и более эффективный. Что касается радиоактивного заражения, то в случае с малыми атомными реакторами такая угроза сведена к минимуму. По крайней мере, так заявляют специалисты. И не только российские, но и зарубежные.
В общем, за рубежом вынуждены были признать, что Россия активно продвигает передовые экологические решения в области энергетики, за которыми будущее. В настоящее время на Западе открыто заявляют, что конструкции атомных реакторов малой мощности вполне подходят для «зеленого» энергетического перехода. Подчеркиваем, дебаты по этому поводу еще не стихли. Например, в США руководство штата Калифорния продолжает расшибать себе лоб в своем экологическом рвении, планируя (как это сделало правительство Германии) совершенно отказаться от АЭС и целиком перейти на ВИЭ. Однако у сторонников «мирного атома» уже есть достаточно весомые аргументы в пользу альтернативного варианта. Реакторами малой мощности здесь занимались давно, но с определенных пор атомное направление в США слегка заглохло. И похоже на то, что российский пример дал этому направлению второе дыхание.
Пока ни в Америке, ни в Европе нет действующих малых реакторов. Тем не менее, работы над ними ведутся сейчас очень активно. Так, компания NuScale получила в начале 2023 года федеральное одобрение для своей разработки. Но до ее ввода в эксплуатацию потребуется еще несколько лет. В Великобритании такими разработками занимается компания Rolls Royce. И судя по всему, в перспективе разработчики намерены предлагать целый ряд вариантов, где будут представлены реакторы самой разной мощности – от крупногабаритных объектов, способных запитать энергией целый город, до микрорекаторов, перевозимых на обычном колесном тягаче (например, для отдаленных предприятий или отдаленных небольших поселений).
В настоящее время такие работы (как и следовало ожидать) оправдываются борьбой с углеродными выбросами. Именно такую идеологическую завесу создают на Западе. В нашей стране климатическая истерия отсутствует, в силу чего назначение малых атомных реакторов обозначается прямо, без всякой «зеленой» идеологии. Их преимущества – не только в экологической безопасности. Прежде всего, специалисты обращают внимание на их мобильность, способность обеспечивать энергией самые отдаленные и труднодоступные районы, где планируются масштабные производственные работы, но при этом отсутствуют электросети или затруднен подвоз традиционных энергоносителей (дизель, уголь, газ).
Арктическое побережье – одно из таких мест. Но оно далеко не единственное. Западные специалисты обращают внимание на Африку, где также ведутся масштабные работы по добыче и переработке полезных ископаемых. Африканский континент электрифицирован слабо. Электросетей не хватает, а до некоторых районов, где ведется разработка полезных ископаемых, их дотянуть практически невозможно. Использовать дизельные генераторы для электроснабжения слишком дорого и хлопотно (ввиду необходимости каждодневного подвоза топлива). В этом случае малые атомные генераторы моли бы стать очень хорошим решением – надежным, эффективным и, к тому же, экологически приемлемым. Что бы там ни говорили, но привлекательность атомной отрасли еще и в том, что здесь налажена полная утилизация отходов, причем, на высоком научном уровне.
Не будем сейчас рассуждать о том, как отразится на экологии масштабная добыча полезных ископаемых. Применительно к энергетике ясно одно: ввиду достаточно высокого спроса на подобные технические решения, у малых атомных реакторов есть все шансы стать более серьезной альтернативой ВИЭ. Это значит, что концепция энергетического перехода будет серьезно скорректирована. Во всяком случае, в тех странах, где не намерены допускать де-индустриализации. Не удивительно, что эту тему подхватили также в Китае и во Франции. И российский пример, еще раз напомним, сыграл здесь решающую роль.
Николай Нестеров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии