Казахстан помогает сибирским ученым

На прошлой неделе была обнародована информация, согласно которой годовой доход компании Apple превысил бюджет России, запланированный правительством на 2016 год. Так, выручка Apple составила почти $234 млрд, тогда как бюджетные доходы РФ заложены на уровне 13,5 трлн рублей, что по текущему курсу равняется $ 209 млрд. Иначе говоря, одна высокотехнологичная компания утерла нос целой энергетической державе со всеми ее доходами от продажи природных ресурсов.

Тем временем в нашей стране происходят поистине дивные вещи, поражающие своей парадоксальностью. Последнюю декаду октября знаменовали два знаковых события. Первое событие: в столице стартовал IV Московский международный форум «Открытые инновации», на котором (как и положено) присутствовали члены правительства и руководители госкорпораций. Следуя официальным комментариям, Россия находится в числе лидеров по внедрению инновационных разработок, чуть ли не на равных конкурируя в этой сфере с развитыми странами. Как бы в подтверждение сказанному выступил глава РОСНАНО Анатолий Чубайс, продемонстрировав публике некие прорывные технологии, якобы непосредственно связанные с возглавляемой им структурой.

Особо порадовали слова Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева: «Бизнес-среда в России становится более предсказуемой, у нас появляются возможности вкладывать в инфраструктуру, создавать более комфортную среду для инноваций, реализовывать такие проекты, как «Сколково», заниматься венчурным инвестированием».

В общем, в будущее можно смотреть с оптимизмом. Страна развивается ударными темпами.

Теперь о втором событии. В России прошла акция «Подари дрова», призванная помочь сельским пенсионерам подготовиться к зиме. Судя по информации в СМИ, в отдельных регионах акция прошла столь успешно, что теперь за  стариков можно уже не переживать.

Думаю, ситуация с дровами в комментариях не нуждается. О том, что во многих селах инженерное оборудование индивидуальных домов соответствует позапрошлому столетию, многие из нас знают не понаслышке. Да и сама инфраструктура сельских поселений находится на том же уровне. Согласимся, что для страны-лидера в области инноваций такое положение дел вряд ли допустимо. Поэтому, совместив оба события, где жизненные реалии переплетаются с громкими официальными декларациями, мы получим тот самый парадокс, о котором было упомянуто в начале: глава РОСНАНО демонстрирует прорывные технологии, а гражданские активисты скидываются пенсионерам на дрова.

Конечно, упоминать Анатолия Борисовича всуе  уже стало дурным тоном. Тем не менее, приходится напомнить, что господин Чубайс – в пылу своей борьбы за инновации – инициировал создание двух предприятий по производству солнечных панелей. Один завод был открыт в Новочебоксарске, другой – в Усолье-Сибирское. Оба завода  столкнулись с серьезным недостатком спроса.  Продукция, образно говоря, не пошла в народ, из чего кто-то сделал скоропалительный вывод о том, будто солнечная энергетика у нас вообще не имеет будущего.

На самом же деле печальное состояние упомянутых производств лишь отражает отсутствие вменяемого государственного подхода к развитию прорывных технологий, включая и солнечную энергетику. В странах, откуда наш «эффективный менеджер» завез технологические линии, спрос на солнечные батареи целенаправленно поддерживался за счет государства. Можно ли о чем-то подобном говорить в нашей стране, если у нас всем миром собирают пенсионерам на дрова? По карману ли российским гражданам такая инновация? Конечно, нет.

Удешевление производства солнечных фотоэлементов – это как раз одна из задач, над решением которой уже много лет бьются сотрудники лаборатории молекулярной кинетики Института теплофизики СО РАН. Результатом их усилий стала новая технология производства кремниевых солнечных модулей методом плазмохимического осаждения слоев в условиях пониженного давления.

По словам заведующего лабораторией Равеля Шарафутдинова, данный метод позволить максимально снизить себестоимость производства и в конечном итоге мы сможем поставить на рынок продукт, доступный среднему российскому потребителю.

Как вы думаете, в курсе ли господин Чубайс об этой разработке? Вообще-то, должен быть в курсе, поскольку на одном из мероприятий разработчик лично обратился к нему с просьбой принять во внимание данную инновационную технологию. Впрочем, как оказалось, чтобы в РОСНАНО  обратили внимание на ваши изобретения, вам необходимо соблюсти соответствующие правила и отправить в компанию толстенный «талмуд» с подробным описанием разработки. Но даже и это действие разработчикам не помогло – в компании ими не заинтересовались.

Тогда было решено наладить взаимодействие с госкорпорацией «Росатом», поскольку разработкой заинтересовался Новосибирский завод химконцентратов (входящий в структуру этой госкорпорации). Однако «эффективные менеджеры» из «Росатома» однажды почему-то решили отказаться от поддержки «непрофильных» (на их взгляд) направлений, не связанных с ядерной энергетикой. А для того, чтобы убедить столичных управленцев в необходимости развивать перспективные технологии, требовалось слишком много времени и сил.

И как раз в этот драматический момент на разработчиков вышли представители республики Казахстан. Как сказал Равель Шарафутдинов, казахские товарищи обратились к нему сами, приехав для этого в Новосибирск. Оказалось, они отметили его выступление на одном из научных мероприятий и сильно заинтересовались представленной там технологией.

Что мы имеем на сегодняшний день? В настоящее время создается совместная российско-казахская компания, которая как раз и будет заниматься вопросами внедрения передовой технологии. Уже в течение трех лет разработчики надеются получить первый опытный образец, после чего технология будет поставлена «на поток». Причем, важно отметить, что в этом деле участвует частный казахстанский бизнес, поддержанный государством. В Казахстане государство серьезно относится к вопросам альтернативной энергетики, отразив это в соответствующих программах.

Еще один примечательный момент. Казахстан пока не получает эксклюзивного права на обладание новой технологией. Такое условие выдвинуто нашими учеными. И их казахские коллеги идут им навстречу, поскольку для нашего соседа очень важны подобные формы  сотрудничества – российский научный потенциал они оценивают достаточно высоко, поэтому пытаются привлечь наших ученых к совместной работе. Здесь мы пока еще сохраняем лидерство. Что касается государственных подходов к научным разработкам, то данный аспект откровенно и очень метко охарактеризовали сами ученые: «Понимаете, в одной стране руководители предпочитают много болтать, в другой - предпочитают делать».

Согласимся – нашим ученым  уже есть с чем сравнивать, и это сравнение вытекает из их собственного опыта.

 

Виктор Нечаев