– Артем Валерьевич, известно, что вопросы получения биогаза из отходов животноводства обсуждались еще в советские годы. Я, например, прекрасно помню большую статью на эту тему в журнале «Химия и жизнь», которая была опубликована где-то в середине 1980-х. Как получилось, что биогазовые установки стали внедряться спустя столько лет, в рыночную эпоху?
– Вы знаете, на самом деле биогазовая технология, действительно, не нова. Одно из её неофициальных названий - «китайская яма», что свидетельствует о солидном возрасте этого технологического процесса. В СССР технология анаэробного сбраживания (биогазовая) активно начала развиваться в середине восьмидесятых годов прошлого века, стали внедряться биогазовые станции в различные предприятия сельского хозяйства, кстати, задолго до того, как внедрением таких технологий занялись в странах ЕС. Сегодня, лидером по количеству действующих биогазовых установок в ЕС, несомненно, является Германия. В этой стране работает больше 10 тысяч биогазовых установок большого объема. Для примера, в России, на сегодняшний день, установок, сопоставимых по техническим характеристикам, работает не больше десяти.
Наверное, невозможно однозначно ответить на Ваш вопрос о том, почему именно сейчас наблюдается рост интереса к подобным проектам и технологиям. Я думаю, что на этот процесс повлияло много факторов, как политических, так и социально-экономических. Мы занимаемся биогазовой тематикой с 2013 года, то есть семь лет. За это время динамика развития интереса к биогазу в России очень изменилась, появились компании, работающие в этой области, начал формироваться рынок применения продуктов анаэробной переработки отходов. В настоящее время в обществе сформировался устойчивый запрос на экологизацию любого производства. Особенно это касается сельскохозяйственного производства, пищевой, перерабатывающей промышленности. Все большее количество людей хотят знать наверняка, что продукция, которую они покупают, является экологически безопасной и обладает отличными потребительскими качествами. Экология – это глобальный восходящий тренд, объединяющий людей во всем мире.
Что касается биогазовой технологии: почему именно она становится все более востребованной, как она вписывается в современную парадигму безотходного производства, снижения негативной антропогенной нагрузки на окружающую среду, рациональному использованию ресурсов и экологически безопасного уклада жизни? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Вероятно, этот ответ и будет отражать реальные причины устойчивого увеличения спроса на такие технологии. Я попытаюсь ответить.
Итак, одним из самых опасных видов отходов являются органические отходы. Это очень широкий спектр – навоз, помет, навозная жижа, отходы кормов, ил очистных сооружений, просроченные и утратившие потребительские свойства продукты питания, отходы молочного, мясного, масляного, спиртового, сахарного, рыбного производств, отходы кухонь комбинатов общественного питания, ресторанов, кафе, столовых, испорченные фрукты, овощи, пищевые отходы, органическая часть ТКО (в среднем, это около 30% в морфологической структуре мусора) и многое другое. Такие отходы в не переработанном виде наносят огромный ущерб экологии, ухудшают санитарно-эпидемиологическую обстановку и снижают уровень жизни людей, особенно в крупных городах, где сосредоточено очень много производств, имеющих такие отходы. Все мы знаем, чем «пахнет Новосибирск» сегодня. Для иллюстрации, как это работает, приведу самый простой пример.
Возьмем среднестатистическое предприятие животноводства. Навоз, или навозная жижа является «самым основным продуктом», и это становится проблемой. В чистом виде такой навоз невозможно использовать никак, он является опасным отходом. Его помещают в лагуны или навозохранилища, где он должен «вылежаться» в течение нескольких лет, пока не превратится в органическое удобрение довольно сомнительного качества. В течение этого времени такие отходы источают острый неприятный запах, отравляют атмосферный воздух, выделяют огромное количество парниковых газов (метан, закись азота), привлекают насекомых и птиц, которые являются переносчиками до 250 инвазивных заболеваний и являются прекрасной средой для размножения патогенных микроорганизмов, гельминтов, паразитов, способствуют микробиологическому загрязнению поверхностных грунтовых вод, подземных водоемов, рек и водных объектов. При внесении в почву в качестве удобрений, свежий навоз, содержащий живые семена растений, приводит к появлению огромного количества сорняков, что ведет к необходимости дополнительной обработки пестицидами полей. Этот замкнутый круг приводит к увеличению необходимости применения антибиотиков, снижению качества продукции животноводства. В конечном итоге, нерациональное и халатное отношение к таким отходам способно значительно ухудшить санитарно-эпидемиологическую обстановку вблизи расположения такого предприятия, а также привести к снижению качества продукции и увеличению себестоимости её производства.
Существует множество технологий экологически безопасной обработки таких отходов, однако именно биогазовая технология является самой интересной. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с остальными. Переработка в биогазовой установке происходит без доступа кислорода, в герметичном реакторе, соответственно, без запаха. В результате переработки органические отходы становятся ценнейшей органо-биологической комплексной подкормкой для всех видов растений, которая не содержит патогенной микрофлоры, живых семян сорняков, яиц гельминтов, паразитов, насекомых, имеет V класс опасности (неопасное вещество) и готова к применению. Причем важно, что процесс длится не годы, а всего несколько дней. В результате применения таких удобрений происходит восстановление гумуса и природного плодородия сельскохозяйственных земель, снижение затрат на выращивание растений и производство сельхозпродукции.
Также в процессе анаэробного сбраживания образуется горючий газ, который - после несложной очистки от углекислоты - становится аналогичным по составу и свойствам природному газу, и может быть использован в качестве топлива для котельных, бойлерных установок, генераторных установок для производства тепловой и электрической энергии, в качестве газомоторного топлива для техники, работающей на метане.
Таким образом, важное отличие биогазовой технологии от остальных технологий переработки органических отходов является способность генерировать энергию, а не потреблять её. Технология работы биогазового комплекса не зависит от времени года, времени суток или погодных условий. В результате значительно снижается эмиссия парниковых газов в атмосферу - за счет вовлечения углерода в так называемые «короткие циклы» обращения. В этом случае органические отходы становятся отличным возобновляемым ресурсом для производства «зелёной» энергии и продуктов с добавленной стоимостью. Это позволяет снизить затраты на производство продукции, увеличить её качество и снизить негативную нагрузку на окружающую среду. Наверное, все эти факторы, взятые в комплексе, и побуждают интерес к подобным технологиям.
– Какова сейчас динамика данного процесса? Насколько успешно развиваются эти технологии в нашей стране на текущем этапе?
– Выше я частично уже ответил на этот вопрос. Как я уже сказал, интерес к подобным технологиям и решениям в наше время растёт. И этот процесс имеет очень большие перспективы, так как применение биогазовых технологий для экологически безопасной переработки органических отходов позволяет эффективно решать целый комплекс задач и проблем, которые существуют сегодня. В России сегодня активно формируется рынок биогазовых установок и продуктов переработки отходов на их основе. Быстрее растёт рынок небольших биогазовых станций, которые могут быть эффективными в условиях небольшого количества образующихся отходов, например, небольшие фермы, крестьянско-фермерские хозяйства, тепличные комплексы, предприятия продуктового ритейла, небольшие частные производства. Спрос рождает предложение, и сегодня мы наблюдаем увеличение конкуренции на этом рынке среди российских производителей такого оборудования. У нас в стране уже можно встретить даже биогазовые заправочные пункты, которые заправляют технику газом, полученным из отходов.
– Если сравнивать Россию с другими странами, то как можно охарактеризовать нашу ситуацию?
– Россия богата своими землями и имеет огромный потенциал развития. То же касается и технологий экологически безопасной переработки отходов, в том числе и биогаза. Как я уже говорил, в нашей стране сегодня только начинается развитие отрасли ответственного отношения к отходам производства и потребления, ликвидации накопленного экологического ущерба. Я уверен, пройдёт не так много времени, и мы увидим, что подобные технологии станут «стандартом де-факто». Поэтому, сегодняшнюю ситуацию я оцениваю, как благоприятную для развития биогазовой индустрии в России. К примеру, в той же Германии рынок биогаза уже хорошо развит, государство перестало стимулировать его развитие, конкуренция на рынке огромная, отходы, в прямом смысле, очень дорогие. У нас пока конкуренция не такая большая в этом сегменте, спрос растёт, отходы - бесплатны. Кроме того, активно растет спрос на органические удобрения, развиваются технологии органического земледелия, существует запрос на снижение себестоимости и повышении качества сельскохозяйственной продукции, тенденция к увеличению экспорта качественных продуктов питания и сельхоз продукции из России.
В то же самое время, одним из драйверов развития таких технологий является динамично развивающийся в России рынок газомоторного топлива. В этот процесс вовлечены крупнейшие компании нашей страны и зарубежья. Газпром, например, развивает сеть метановых заправок по всей стране, производители тракторов, грузовых и легковых автомобилей, спецтехники, автобусов и т.п. предлагают сегодня потребителю решения, работающие на метане. Несомненно, этот вид топлива гораздо безопаснее и экологичнее, чем бензин, дизельное топливо или пропан-бутановая смесь. Обширное применение небольших собственных биогазовых станций позволит их владельцам пользоваться техникой, работающей на метане, уже сейчас, не дожидаясь достаточного уровня распространения заправочной инфраструктуры. Все это дает повод для оптимистичной оценки перспективности внедрения биогазовых проектов в России. В-первую очередь, конечно, это касается небольших биогазовых станций.
– Насколько интересно российскому бизнесу участвовать в таких проектах? В чем тут выгода?
– В принципе, я достаточно подробно постарался об этом рассказать выше. Но, дополню. Биогазовые станции выгодны, потому что позволяют снизить риски производства сельхоз продукции, продуктов питания и т.д. в части нарушений существующего природоохранного законодательства; улучшить качество продукции; снизить себестоимость её производства за счёт экономии топливных и энергетических затрат, экономии на закупке пестицидов, гербицидов, агрохимикатов и удобрений; увеличить рынок сбыта продукции за счет увеличения её качества, снижения транспортных расходов от применения газомоторного топлива, а также увеличения числа лояльных покупателей за счёт использования восходящего глобального тренда на экологию и бережное отношение к природным ресурсам.
Беседовал Олег Носков
Окончание следует
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии