Как посеять… дождь?

Нет сомнений в том, что борьба за водные ресурсы в ближайшее время начнет определять геополитическую ситуацию в мировом масштабе. И вполне может сложиться так, что на этой почве будут возникать серьезные конфликты между государствами. К слову, одной из причин специальной военной операцией на Украине стала водная блокада Крыма со стороны украинских властей. Прецедент достаточно показательный, чтобы его игнорировать. Нельзя исключать, что общее ухудшение экологической обстановки будет создавать объективные предпосылки для возникновения схожих ситуаций по всему миру.

В ООН уже обращают внимание на эту проблему, прогнозируя неуклонный рост нехватки воды в самых оживленных местах планеты. Возьмем в качестве примеру ситуацию, которая складывается на границе США и Мексики. Напомним, что в последние годы засуха наносит серьезный удар по американским сельхозпроизводителям. Об этом много пишут. Однако одновременно от засухи страдают и мексиканские фермеры, и не только фермеры, но также жители крупных городов Мексики, столкнувшихся с водным дефицитом.

Как признаются жители Тихуаны, вода для них становится второй статьей расходов после еды. Основным источником водоснабжения для данного северо-западного региона Мексики является река Колорадо, которая в последнее время – из-за аномальной жары – начинает усыхать. Фактически, эту воду мексиканцы делят с американцами. Отсюда Тихуана получает до 90% воды. Кроме того, река Колорадо играет важную роль в жизни штата Нижняя Калифорния, проходя через огромные акведуки на пересечении границ США и Мексики. За последние два года «мексиканская доля» этой воды уже сократилась на семь процентов. И гидрологи уже сейчас бьют тревогу относительно того, что указанный регион столкнется с острой нехваткой живительной влаги, в силу чего необходимо уже сейчас искать дополнительные источники. Вопрос лишь в том, каким путем пойти, особенно учитывая непростую климатическую ситуацию.

Аномальная жара не только вызывает засуху, но также оказывает сильное давление на энергосистему страны. Мексика уже не справляется с летними пиковыми нагрузками. А ведь ситуацию в энергетике прямо связана с проблемой водоснабжения. И дело не только в том, что электричество необходимо для работы насосов, которым приходится гнать воду через гористую местность (что только повышает энергопотребление). Общее состояние энергетики определяет ныне возможности государства «подключаться» к дополнительным источникам пресной воды.

В данном случае речь идет о технологиях опреснения соленых морских вод. Способ не такой уж новый и, надо сказать, в последнее время – широко распространенный. Сегодня в мире насчитывается уже 16 тысяч опреснительных установок  примерно в 173 странах мира. И если учесть, что проблема водного дефицита неуклонно нарастает, их количество будет также вырастать.

В настоящее время существует два способа освобождения воды от соли. Первый, самый старый, - это так называемый термический способ, когда пресная вода получается путем дистилляции: морская вода засасывается в емкость, нагревается, превращается в пар, после чего пар охлаждают. Этот способ опреснения был господствующим до 1980-х годов. Однако ввиду высоких энергетических затрат он стал уступать место другой технологии, когда воду очищают от соли и других примесей с помощью особой системы специальных фильтров (так называемый обратный осмос). Сегодня таким способом получают почти 70% пресной воды. Популярность обратного осмоса связана с тем, что данный способ дешевле и эффективнее дистилляции. Как мы понимаем, здесь меньше затрачивается энергии, что особо важно в наше время, когда идет борьба за снижение углеродных выбросов. Показательно, что метод дистилляции активно используется в богатых нефтедобывающих странах Ближнего Востока – в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте и Катаре. Причина понятна – доступность и дешевизна углеводородного топлива, которого здесь, похоже, не жалеют. Однако бедным странам такие технологии явно не по карману.

Поэтому ученые возлагают большие надежды на развитие мембранных технологий, которые, действительно, за последние годы серьезно усовершенствовались. Этот способ привлекателен не только тем, что он дешевле и эффективнее дистилляции, но и тем, что он может применяться гораздо шире. Например, для глубокой очистки сточных вод, благодаря чему можно будет создать практически замкнутый цикл потребления воды, либо возвращать в реки то, что оттуда было взято.

В общем, у нас есть повод для оптимизма. Однако вместе с тем технологии опреснения или глубокой очистки воды не идеальны, и их широкое применение не может происходить без нехороших последствий.  Ключевая проблема здесь не в энергетических затратах, а в том, что сохраняется в «сухом остатке». К сожалению, производство пресной воды также влечет за собой отходы. Главным отходом, как мы понимаем, является весьма концентрированный соляной раствор, сливаемый обратно в море. Термический метод допускает до 75% рассола от забранной воды, мембранный – чуть больше половины. Опасность для экологии заключается в том, что сливаемый рассол оказывается тяжелее морской воды, поэтому он опускается в придонные слои, создавая невыносимые условия существования для тамошней фауны из-за повышенной концентрации соли и нехватки кислорода. Именно такая ситуация складывается сейчас в прибрежной зоне упомянутых выше ближневосточных стран, на долю которых приходится порядка 55% сливаемого рассола. В принципе, эту опасность можно смягчить, разбавляя рассол морской водой или сбрасывая его дальше от берега – в места с сильным течением.

Однако проблемы на этом не заканчиваются, ибо в рассоле могут содержаться тяжелые металлы и другие опасные химические вещества, связанные с предварительной очисткой морской воды. В случае бума на опреснительные установки подобные компоненты будут попадать в моря и океаны в опасных концентрациях. Разумеется, эту проблему также можно решить, однако при этом неизбежно вырастает цена вопроса, в результате чего в цене неизбежно вырастет и вода. Если учесть, что от дефицита воды страдают, в первую очередь, бедные страны, можно представить, как отразится на их экономике подобный способ решения проблемы.

В общем, с чисто технической точки зрения проблема как будто решаема, но всё, как всегда, упирается в деньги (с которыми в наше время также не всё гладко). Есть ли какой-то иной вариант решения проблемы?

Совсем недавно появились сообщения о том, что правительство Мексики пытается в ускоренном порядке завершить пилотный проект по искусственному созданию дождя! К столь нетривиальным действиям руководителей страны подталкивают участившиеся случаи аномальной жары, вызывающей многомесячные засухи. Проект стартовал еще в 2020 году, и в настоящее время запущена его финальная стадия. Суть его сводится к тому, чтобы «засевать» облака мелкими частицами йодистого серебра, способного привлечь дополнительную влагу. В результате облака должны превратиться в тучи, несущие дождь. «Засев» осуществляется с помощью самолетов.

Таким путем мексиканское правительство пытается увеличить общее количество осадков. Как мы сказали, проект стартовал три года назад.  Согласно сообщениям Министерства сельского хозяйства, правительство намерено осуществлять «засев» облаков не реже одного раза в год. Если следовать официальным отчетам, то уже получены положительные результаты. Так, в правительстве считают, что проект показал почти стопроцентную эффективность и будто бы помог справиться с лесными пожарами в 2021 году. Министерство сельского хозяйство бодро рапортует, что в 2021 году «засев» облаков позволил увеличить количество осадков примерно на 40 процентов.

К сожалению, мексиканские ученые не разделяют оптимизма политиков. На их взгляд, зафиксировать «прирост» осадков в принципе невозможно ввиду непредсказуемости данного явления. Этот показатель без всяких вмешательств скачет год от года. Что касается самой технологии, то она также не нова. Подобные эксперименты проводятся давно, и они не продемонстрировали убедительных результатов.

Тем не менее, отбрасывать такие попытки вмешательств не стоит, считают ученые. В «засеве» облаков есть смысл, но только в комплексе с другими мероприятиями, связанными с управлением водными ресурсами. Опыты, конечно, обнадеживают, но никакая технология сама по себе не может статья панацей. Здесь нужна комплексная стратегия борьбы с засухой, требующая солидных бюджетных вливаний. Как мы понимаем, если такая стратегия не будет реализована, то борьба с засухой может запросто перерасти в борьбу между государствами за водные ресурсы.

Николай Нестеров