Импульс для реиндустриализации

Многие из нас, наверное, обратили внимание, что слово «реиндустриализация» стало часто мелькать в официальных отчетах и названиях конференций. Налицо еще один модный «тренд». Во всяком случае, чиновникам поговорить есть о чем. Другое дело, что эти разговоры абсолютно никак не отражают понимания сложившейся ситуации. Причина проста: чтобы реально начать реиндустриализацию, необходимо освободить сознание от устоявшихся стереотипов, отражающих ту реальность, что ушла безвозвратно. В полной мере сказанное относится именно к Новосибирску.

Специфика нашего города состоит в том, что его бурный рост во многом связан с политикой властей, сделавших из него «запасную столицу». Как известно, в Новосибирске было создано большое количество оборонных предприятий, а впоследствии был создан Научный центр, напрямую ориентированный на оборонную отрасль. Географически выгодное расположение Новосибирска (на пересечении железнодорожных магистралей) не оказало, наверное, такого влияния на его бурный рост, как активное участие в укреплении обороноспособности страны. Данное обстоятельство, судя по всему, породило в кругах промышленников особую атмосферу, сохраняющуюся и поныне. В нашем сознании укоренилась мысль, что развитие города напрямую связано с развитием оборонки, а сама оборонка ассоциируется, главным образом, с самолетами, ракетами и ядерными технологиями.

Отсюда вытекает убеждение, будто для реиндустриализации (понимаемой как преодоление промышленного спада «лихих» 1990-х) необходимо «поддать жару» указанным направлениям. Иными словами – обеспечить приемлемый заказ для оборонщиков. То есть «раскочегарить» производство все тех же самолетов и ракет.

Без них мы, вроде как, и никакая не интеллектуальная столица вовсе. Нет у нас суперсовременных истребителей  – и нет, как нам кажется, никакого роста, никакой современности. Стало быть, нет никакой реиндустриализации.

Такой взгляд способен загнать нас  в тупик. Необходимо, все-таки, высказать очевидные истины на сей счет.

Во-первых, развитие оборонных отраслей напрямую зависит от решений федеральной власти. От жителей города, а равно и от городского руководства, они никак не зависят. А находиться в постоянном ожидании «благословления» со стороны центра – не самая лучшая позиция.

Во-вторых (и это намного важнее), развитие оборонки – это благо для самой оборонки, и к качеству жизни основной массы горожан не имеет ни малейшего отношения. В советские времена крупные сибирские города, исправно «пахавшие» на оборонку, представляли довольно унылое зрелище как раз с точки зрения качества жизни. И Новосибирск, честно признаемся, исключения не составлял. Город был большим, но довольно серым и неуютным: торжество однообразных спальных районов, плохая архитектура, плохие дороги, плохое благоустройство, плохая экология и длинные очереди за продуктами. В сравнении с ним Ташкент, Алма-Ата или Баку выглядели куда привлекательнее, куда красивее и удобнее для жизни, потому что на инфраструктуру и благоустройство там тратили намного больше средств. Нашей «запасной столице» в этом плане не повезло.

Стоит ли, в таком случае, рассчитывать на повторение прошлого сценария развития? Вопрос не риторический. Реиндустриализация, вне всяких сомнений, должна осуществляться по другому – по принципиально новому сценарию, где главную роль все-таки будет играть сам город как муниципальное образование, проявляющий собственную инициативу, реализующий свою экономическую стратегию. Причем, с учетом роста качества жизни горожан. Есть ли такой сценарий применительно к Новосибирску? Да, есть.

Сегодня сама жизнь, что называется, подталкивает нас к реализации данного сценария. Речь идет о развитии в городе распределенной энергетики, невозможной без широкого внедрения технических инноваций и производства соответствующей высокотехнологичной продукции. Мы уже писали о том, что в мэрии Новосибирска рассматривается проект создания локальной сети с распределенной генерацией электричества по участку: энергоблок «станция Одоевского» – клиника им. Е.Н. Мешалкина. Данный проект способен дать импульс самому процессу внедрения прорывных технологий и во многом определит вектор развития высокотехнологичного сектора Новосибирска.

Иными словами, развитие распределенной энергетики (путем ввода малых энергетических объектов в режиме когенерации и замыкания их в единую сеть) не только способно покрыть дефицит по электроэнергии и определить инновационные, передовые подходы к организации энергоснабжения города, но и дать мощный импульс созданию новых производств. Дело в том, что распределенная энергетика «тянет» за собой огромный перечень всевозможного высокотехнологичного оборудования, которое окажется востребованным не только в нашем городе, но и в других регионах, а равно и в других странах.

Главное, что в Новосибирске есть все предпосылки для развития данного направления. С одной стороны, ведущие институты СО РАН так или иначе работают в указанном направлении. В известных вузах города (например, в НГТУ) неплохо поставлена подготовка необходимых инженерных кадров. Есть, наконец, предприятия, где весь этот потенциал можно с успехом применить. Чисто объективно развитию распределенной энергетики в Новосибирске ничто не мешает.

Уже сейчас в мэрии Новосибирска проходят интенсивные переговоры и консультации с возможными участниками подобных проектов. Без преувеличений можно назвать это беспрецедентным событием! В данный момент уже обсуждается создание некоммерческого партнерства, которое будет координировать деятельность участников, реализующих такие проекты, – вплоть до создания индустриальных парков, где будет выпускаться упомянутая высокотехнологичная продукция. Над этим сегодня работают профильные департаменты мэрии Новосибирска – департамент энергетики и ЖКХ и департамент промышленности, инноваций и предпринимательства.

Важно также учесть, что данное направление согласуется с установками федерального руководства, определившего как минимум пять прорывных технологий, куда входят и технологии распределенной генерации. Это означает, что к реализации подобных проектов можно подключить государственный финансовый ресурс. Главное здесь – создать необходимые инструменты реализации, а именно – региональный инжиниринговый центр с участием мэрии и регионального правительства.

Не менее важно и то, что, развивая данное направление, мы не только стимулируем развитие промышленности, но и содействуем повышению качества жизни. Каждый вложенный сюда рубль так или иначе скажется на благополучии горожан. При таком подходе к реиндустриализации развитие инфраструктуры и повышение благоустройства города будут идти рука об руку с созданием новых производств. Это существенно отличается от тех подходов, что были в ходу еще полвека назад, когда индустриальное развитие создавало сущий ад на земле в виде унылых спальных районов. Развитие распределенной энергетики тем и отличается, что она ставит во главу угла именно качество жизни, что в полной мере соответствует Шестому технологическому укладу.

Насколько в региональном руководстве понимают эти истины, сказать не беремся. Как бы то ни было, объективно условия складываются так, что избежать таких проектов просто невозможно. Мы, конечно, можем оттянуть время их реализации, но двигаться в этом направлении все равно придется. Вопрос лишь в том, не опередят ли нас наши соседи? Затягивая процесс, мы только готовим себе фиаско – эстафету интеллектуальной столицы запросто подхватят другие города Сибири.

 

Олег Носков