Глюкозотолерантный тест

Крайне распространенное в наши дни заболевание — ишемическая болезнь сердца (ИБС) — зачастую осложняется сопутствующим скрытым сахарным диабетом, либо предиабетом. При этом повышение уровня сахара в крови нередко не имеет симптомов, но разрушает мелкие и крупные сосуды, способствуя раннему и активному развитию атеросклероза. Сочетание ИБС с подобными скрытыми нарушениями углеводного обмена приводит не только к опасности осложнений, но и к невосприимчивости к терапии повышенного давления, высокому уровню холестерина и другим тяжелым последствиям. Современная медицина предполагает различные варианты терапии ИБС, в том числе и хирургическую операцию. В то же время в списке стандартных предоперационных обследований отсутствует диагностика скрытых нарушений углеводного обмена, знание о наличии которых необходимо для определения оптимальной тактики восстановления проходимости сосудов сердца (при помощи малотравматического вмешательства или же открытой полостной операции коронарного шунтирования).

«К сожалению, когда человек сдает анализ крови из вены натощак, мы не всегда можем со стопроцентной уверенностью сказать, что у него нет диабета. Наши данные подчеркивают, что без активной диагностики мы упускаем до 50 % диабета и предиабета. Еще сложнее ситуация со скрытыми патологиями: нарушением толерантности (переносимости) к глюкозе и уровнем гликемии (содержания сахара в крови) натощак. Эти состояния, как и сахарный диабет 2-го типа, надо в прямом смысле активно искать, применяя так называемый пероральный глюкозотолерантный тест», — рассказывает заведующая лабораторией патологии кровообращения НИИ КПССЗ доктор медицинских наук Виктория Николаевна Каретникова.

Пероральный глюкозотолерантный тест (ПГТТ) — это лабораторный метод, оценивающий уровень глюкозы крови натощак, иногда через час и всегда — через два часа после сахарной нагрузки (приема 75 г глюкозы), позволяющий выявить сахарный диабет и состояния, которые также называют предиабет. Пероральным этот тест называется потому, что определенное количество глюкозы испытуемый выпивает, а толерантным, поскольку по изменению уровня глюкозы крови после приема раствора глюкозы внутрь можно судить о наличии нарушений углеводного обмена (то есть о том, насколько он толерантен или устойчив к такой нагрузке). Суммарно за время проведения работ было отобрано и обследовано почти 150 человек. «Мы самостоятельно выполняли забор крови до сахарной нагрузки и после, а в промежутке между точками все два часа отвлекали от процедуры пациентов беседой (так как для точности теста важно в перерыве между забором крови не иметь ни физических, ни эмоциональных нагрузок, а также не принимать пищу). Также в ходе проведения тестов мы определяли концентрацию в крови пациентов таких относительно новых и активно изучаемых маркеров углеводного обмена, как фруктозамин, гликированный альбумин, 1,5-ангидроглюцитол, которые потенциально перспективны в качестве предикторов неблагоприятных исходов у пациентов после операций на сердце», — добавляет Виктория Каретникова.    В результате исследования ученые пришли к выводу, что активная диагностическая тактика, применяемая к пациентам при подготовке их к операции на сердце вследствие ИБС, выявляет на 36 % больше всех случаев нарушений углеводного обмена, среди которых сахарного диабета — в полтора раза, нарушения толерантности к глюкозе — в пять раз. По словам авторов работ, полученные данные служат аргументом в пользу повсеместного применения разработанного диагностического алгоритма для пациентов с ишемической болезнью сердца. Сегодня созданный учеными тест уже рекомендован для выполнения как эндокринологическими, так и кардиологическими научными обществами для всех лиц с ИБС, у которых отсутствует диагноз «сахарный диабет».   Теперь, после завершения работ по созданию алгоритма, специалисты занялись исследованием возможности некоторых препаратов улучшить качество подготовки пациентов к предстоящей операции на сердце. «В настоящее время активно развиваются принципиально новые лечебно-диагностические подходы, в том числе к ведению крайне сложных групп пациентов, имеющих несколько серьезных заболеваний, среди них и сахарный диабет. К сожалению, ни ИБС, ни нарушения углеводного обмена на сегодняшний день не являются полностью устранимыми, но очень хотелось бы приблизить тот день, когда мы реально и эффективно сможем управлять этими состояниями», — говорит Виктория Каретникова.    Андрей Фурцев