Во время стратегической сессии «Новосибирск – умный город», организованной департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска, прозвучала любопытная информация относительно влияния дорожных пробок на экологию города. Так, городской автотранспорт из-за часов пик ежедневно добавляет в городскую атмосферу до четырех тонн углекислого газа. Иначе говоря, пробки на дорогах – это не только социальная и экономическая проблема, но и проблема экологическая. Массовые скопления дымящих выхлопами автомобилей не только портят нам нервы и убивают время, но еще и пагубно сказываются на нашем здоровье.
Проблема пробок затрагивается у нас регулярно, но практически безрезультатно. Сама она слишком хорошо известна каждому из нас, чтобы на ней останавливаться. Что касается предложений по ее решению, то, как правило, они касаются вопросов улучшения дорожной сети и оптимизации движения транспортных потоков. Поскольку на хорошие дороги денег у нас не хватает, а до оптимизации обычно не доходят руки, то проблема с пробками так и остается не решенной. Причем необходимо подчеркнуть, что ее решение многими видится исключительно в разрезе упомянутых подходов.
Почему-то практически всегда из поля зрения экспертов выпадает еще один принципиально важный аспект проблемы. Мы обычно не спешим осмыслить природу самих часов пик, когда по утрам огромный поток автомобилей движется в одну сторону, а по вечерам – в обратную. Для нас эта картина является чем-то само собой разумеющимся, и даже неизбежным. Понятно, что по утрам люди едут на работу, а по вечерам они возвращаются домой. Часы пик, конечно, не единственная причина, но она существенно влияет на ежедневное образование на дорогах больших скоплений автотранспорта.
И далеко не каждый пытается вдуматься в саму ситуацию: а с какой это стати мы все должны одной огромной гурьбой, в одно и то же время спешить на работу, а потом так же скопом и почти одновременно отправляемся по домам? Должно ли это быть нормой и впредь? Или же в наши дни подобный стандартный режим работы является изжившей себя практикой?
Действительно, подавляющее большинство взрослых людей до сих пор трудятся в привычном и давно установленном режиме «с девяти до шести». Этот режим воспринимается как нечто необходимое и, по большому счету, даже не пересматривается, несмотря на потрясающие технические нововведения последних десятилетий. Данное обстоятельство нельзя не назвать печальным, поскольку оно наглядно отражает чисто психологическую неготовность полностью отрешиться от прошлого и прямо шагнуть в новую эпоху. Да, мы рассуждаем об инновациях, о новом технологическом укладе. Но чаще всего наше внимание обращено на новые машины и технологии, на «железо», тогда как новые подходы к организации труда остаются где-то на заднем плане. А ведь новый технологический уклад, о котором у нас теперь вещают на самом верху, немыслим и без того, и без другого.
В США еще тридцать лет назад стали пересматривать режим «с девяти до шести», вводя систему так называемого «гибкого времени». Предпосылки данного подхода, безусловно, возникли благодаря техническими нововведениями. Автоматизация и оптимизация производственных процессов резко сократили количество простых рабочих, зато вместе с тем увеличилась потребность в «умных» профессиях. В итоге в разы возросло количество людей, работающих с информацией, чья работа, в большинстве случаев, носит индивидуальный характер и не является жестко синхронизированной с поточными производственными процессами. Фактически, значительная часть «офисного планктона» и государственных служащих может не подчиняться единому графику работы, а пользоваться гибким графиком. Часть вообще может работать на дому. В сфере обслуживания также вводилась система «гибкого времени», учитывающая привычки разных клиентов (некоторые из них предпочитали обслуживаться поздно вечером и даже ночью).
Оценивая указанную тенденцию, американские футурологи объявили о конце режима «с девяти до шести». Важно понять, что этот режим абсолютно не был естественным, соизмеримым человеческой натуре, и никак не учитывал биоритмы отдельно взятого человека. Он явился порождением индустриальной эпохи, когда человек фактически подчинялся ритму работы тогдашних заводских машин. Технологический рывок, осуществленный за последние десятилетия, освобождает человека от этой зависимости. «Гибкое время» в этой связи рассматривается как одна из важнейших инноваций, без которой невозможно представить новый технологический уклад.
По сути дела речь идет о временных границах, в пределах которых работник имеет право выбрать удобные для себя часы работы.
Компании или госучреждения сами могут установить несколько так называемых «основных» часов, когда человек должен находиться на работе, а всё остальное рабочее время отдается на его выбор, в зависимости от того, как человеку привычнее и удобнее. Это может, например, согласовываться с его индивидуальным биоритмом.
«Жаворонкам» легче приходить на работу пораньше и пораньше уходить. Для «сов», наоборот, предпочтительнее более позднее время. Скажем, «жаворонок» не прочь поработать с семи до четырех, а «сова» – с одиннадцати до девяти (при шестичасовом рабочем дне, как мы понимаем, длительность сокращается на два часа). При этом часть работы может вообще выполняться на дому, и тогда общее пребывание на постоянном рабочем месте сократится еще сильнее. Современные технологии, подчеркиваем, позволяют установить подобный режим для значительной части «белых воротничков» (а некоторых полностью отправить на фриланс, о чем мы уже писали).
Поэтому существующая до сих пор система, в рамках которой все работники приходят в офис компании или в госучреждение в одно и то же установленное время, и в одно и то же время оттуда уходят, является явным анахронизмом и наследием прошлого – подобно морально устаревшим станкам на заводах. Руководители компаний, неспособные к инновационным решениям в плане создания гибких графиков работы для сотрудников, вряд ли могут считать себя прогрессивными, даже если при этом они оборудовали свои офисы по последнему слову техники. Технические инновации без инноваций организационных и управленческих вряд ли приведут нас к новому технологическому укладу.
В свете сказанного проблема пробок на дорогах высвечивается для нас в новом ракурсе. Утренний плотный поток автомобилей в одну сторону и такой же плотный вечерний поток в обратную сторону является красноречивым свидетельством сохранения старого уклада. Соответственно, проблему невозможно решить, условно говоря, с одного конца, то есть с оптимизации движения транспортных потоков в рамках какого-то хитроумного дорожного регулирования или развития транспортных сетей. Свою лепту должны внести, наконец-то, и руководители компаний и бюджетных организаций, введя систему «гибкого времени». Полагаю, что «умный город» будущего и кошмарные часы пик с переполненным транспортом – вещи совершенно несовместимые.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии