Если растает

Таяние вечной мерзлоты, а также рост среднегодовых температур сделают примерно 4,2 и 4,3 млн км2 территории Канады и России пригодными для выращивания пшеницы, картофеля и ряда других морозостойких сельхозкультур. Об этом пишут ученые в статье, который опубликовал научный журнал PLOS ONE.

"Важно понимать, что эксплуатация этих новых земель может сильно сказаться на климате и экологии всей планеты. В их почвах запасено свыше 177 миллиардов тонн углерода, что сопоставимо с объемом выбросов СО2, которые США может выработать за сто лет. Вдобавок на их территории находятся важнейшие водоразделы, от которых зависит жизнь свыше 1,8 миллиарда людей", - пишут исследователи.

Почти все климатологи сегодня не сомневаются в том, что глобальное потепление существует и что оно радикально изменит облик планеты, если рост температур не удастся сдержать на отметке в 1,5 °С. Об этом говорят не только сотни компьютерных моделей климата планеты, но и тысячи замеров, которые сделаны при помощи различных климатических спутников, сухопутных метеорологических станций и океанических буйков.

Первыми и главными жертвами этого процесса станут, как уже показывает практика, заполярные регионы Земли и горные ледники. Температура на их территории уже сейчас стала выше на 4-9 °С, чем в прошлые столетия. Уже это может необратимо сократить их площадь и высвобождить большие территории Антарктики и Арктики от льда.

С другой стороны, потепление Арктики может значительно облегчить жизнь человеку, сделав местные зимы менее холодными, а почвы – доступными для сельского хозяйства. Все это может сделать "необитаемые" регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Канадской Арктики более привлекательными для человека, чем южные регионы Земли, где его жизни будут часто угрожать волны жары и засухи.

Новые территории

Климатологи под руководством Арнаута ван Сусбергена с помощью детальных расчетов оценили, какая часть из этих "новых обитаемых территорий" Арктики, освобожденных от вечной мерзлоты и сурового климата, будет пригодной для сельского хозяйства.

Для этого ученые посчитали то, как в ближайшие несколько десятилетий изменится температура почвы и воздуха, а также увлажненность почвы и два десятка других климатических параметров, важных для возделывания злаков и прочих сельскохозяйственных культур.

Опираясь на результаты этих расчетов, ван Сусберген и его команда оценили то, могут ли в подобных условиях расти представители дюжины ключевых сельскохозяйственных культур, начиная с масличной пальмы и заканчивая просом.

Оказалось, что глобальное потепление сделает огромные территории (около 15 миллионов квадратных километров) пригодными для возделывания как минимум четырех морозостойких сельхозкультур: пшеницы, сои, кукурузы и картофеля. В том случае, если Парижские соглашения будут полностью исполнены, площадь этих земель несколько сократится, однако общие очертания этих территорий будут такими же.

Примерно половина этого прироста придется на Россию и Канаду, жители которых смогут расширить свои угодья примерно на четыре миллиона квадратных километров. Менее значимые территории станут пригодными для земледелия в горных регионах на западе США, а также в некоторых уголках Африки и Австралии.

С одной стороны, эксплуатация этих новых земель, как отмечают ученые, поможет обеспечить растущее население планеты пищей и другими важнейшими ресурсами. С другой, подчеркивают они, их неправильное освоение может привести к высвобождению огромных количеств парниковых газов, которые сейчас запечатаны в запасах органической материи внутри вечной мерзлоты, а также к резким сдвигам в характере течения северных рек и их общему ослаблению. Поэтому их нужно осваивать очень осторожно, заключают ван Сусберген и его коллеги.