Энергосберегающая «экзотика»

Как вы знаете, в нашей стране очень широко используется один «убойный аргумент» против использования целого ряда технических инноваций, активно распространяющихся в других странах. Речь идет о постоянных ссылках на наши особые-де климатические условия, якобы не позволяющие нам развиваться в русле мировых трендов. На этом основании, например, отметается альтернативная энергетика и малоэтажное домостроение. Дескать, европейцы, конечно, могут себе позволить, но у нас, знаете ли, условия другие

Действительно, среднегодовая температура по стране находится на уровне «минус»  5,5 градусов Цельсия. В европейских странах климатические условия намного благоприятнее. Так, даже в самой холодной стране Европы – Финляндии – этот показатель составляет «плюс»  1,5 градуса Цельсия. Перепады температур в России – 80 – 90 градусов, в Европе – 15 – 20 градусов.

Картина, в общем, понятна. Однако именно на этом фоне парадоксальным выглядит то обстоятельство, что в стране, печально знаменитой суровым климатом, долгое время энергоэффективность вообще не ставилась во главу угла.

Иначе говоря, Западная Европа с ее мягким климатом почему-то намного больше обеспокоена экономией энергоресурсов, чем холодная Россия.  И сегодня любое продвижение в данном направлении уже выглядит для нас не иначе, как попытка догнать тех же европейцев. Казалось бы, по логике вещей всё должно быть наоборот. Но получилось именно так, что нам приходится и в этом вопросе опять же учиться у других стран.

В данном случае мы не говорим об относительно сложных системах, вроде солнечных или ветровых электростанций. Здесь сторонники традиционных энергосистем имеют в запасе целый набор стандартных аргументов. Тем не менее, вряд ли ссылки на суровый климат могут выглядеть удачными, когда речь идет о сбережении тепла или об использовании возобновляемых источников в тех же целях (то есть в целях обогрева). Думаю, никому не придет в голову выступать против снижения теплопотерь в сетях или против использования эффективной теплозащиты зданий (что успешно делается за рубежом). То же самое касается использования солнечных коллекторов и тепловых насосов.

Как отметил в одном из своих докладов на Третьей Всероссийской конференции с международным участием «ЭНЕРГО – И РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ» заведующий лабораторией проблем энергосбережения ИТ СО РАН Михаил Низовцев, на конец 2013 года совокупная мощность всех солнечных коллекторов (в мире) составляла 347,7 ГВт, что соответствует их площади в 535 млн. кв. метров. Причем, подавляющее количество таких систем (до 80%) используется в односемейных малоэтажных домах. Показательно и то, насколько сильно растет спрос на эти системы. С 2000 по 2014 год суммарная мощность солнечных коллекторов увеличилась с 62 ГВт до 406 ГВт, то есть в 6,5 раз! За тот же период производство энергии за их счет возросло с 52 ТВт-час до 341 ТВт-час.

Насколько применимы такие системы к нашим условиям? Мы уже неоднократно писали о том, что солнечной радиацией наша страна не обделена совершенно, особенно регионы Сибири. Так, по данным Атласа солнечной энергетики России, для Москвы среднегодовая солнечная радиация составляет 2,5 - 3 квтч/ кв. метр, для Новосибирска –  3 - 3,5 квтч/кв. метр, для Краснодарского края –  3,5 - 4 квтч/кв. метр. Условия для нашего региона в этом отношении ничуть не хуже, чем для Самары или Воронежа. То же самое касается Омска, Красноярска и Иркутска. То есть солнечные коллекторы для регионов СФО могли бы оказаться хорошим подспорьем в вопросах экономии топливных ресурсов. Остается только гадать, почему наши производители так медленно вовлекаются в этот тренд.

Как заметил Михаил Низовцев, сегодня на российском рынке можно приобрести солнечные коллекторы европейского производства в ценовом диапазоне от 30 до 80 тысяч рублей. Одновременно одна из российских компаний уже наладила выпуск плоских солнечных коллекторов, почти полностью копирующих немецкие образцы. Такие коллекторы можно приобрести по цене 23 тысячи рублей.

Как видим, цены вполне приемлемые. И при условии популяризации данного направления можно вполне рассчитывать на увеличения спроса со стороны владельцев индивидуальных домов и небольших объектов. Прецеденты уже есть, в том числе - в Сибири.  Кстати, такие решения очень подойдут и для острова Ольхон, где новосибирские специалисты по экологическому домостроению планируют реализовать соответствующий проект (о чем мы писали в свое время). Напомним, что на Ольхоне (несмотря на суровую зиму) солнечных дней в году – более трехсот!

Несколько сложнее обстоят дела с тепловыми насосами. Тепловой насос – агрегат достаточно дорогой. Если говорить о развитых странах, где они достаточно широко распространены, то здесь дело не обходится без  целенаправленной государственной поддержки, направленной на стимулирование спроса на подобные агрегаты. По данным, приведенным в докладе Михаила Низовцева, количество тепловых насосов в Европе уже приблизилось к десяти миллионам. Причем, в 2015 году был зафиксирован годовой рекорд продаж, составив более 800 тысяч штук. Самыми популярными там являются воздушные тепловые насосы. Так, для систем «воздух-воздух» с 2005 года рост продаж увеличился на 25 процентов. Для систем «воздух – вода» - в 6 – 7 раз!

Нам в  России на этот счет похвастаться нечем. На сегодняшний день (и то по самым оптимистичным оценкам) речь может идти лишь о нескольких тысячах таких систем. Главная причина – в отсутствии адекватной государственной поддержки. Причем, касается это не только тепловых насосов, но и буквально всех современных систем, связанных с энергосбережением. Мало того, в настоящее время в нашей стране практически прекратилось финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области возобновляемых источников энергии. Заметим, что это происходит в то время, когда в развитых странах ведутся активные работы  по совершенно новым направлениям. Например, по использованию энергии глубинных слоев Земли. И вряд ли такое прохладное  отношение нашего руководства к жизненно важным инновациям можно объяснить разницей климатических условий. Скорее всего, здесь мы имеем дело с другим климатом – нравственным и политическим.

Олег Носков