Энергетика, «устойчивая» к терроризму

Террористические атаки стали печальным обстоятельством нынешнего времени. Как ни чудовищно это звучит, но россияне уже привыкли к тому, что в наших городах время от времени происходят взрывы в общественных местах. Мы не можем, конечно же, назвать такие атаки масштабными. Тем не менее, в этих условиях необходимо осознать одну простую вещь: самое слабое звено в этой цепи – не вокзалы, не метро и не жилые дома. Самое слабое звено – это существующая инженерная инфраструктура. Пока судьба нас миловала, поскольку фанатики не додумались наносить удары по этим наиболее уязвимым «болевым точкам». И, пока ничего подобного не произошло, имеет смысл пересмотреть свои приоритеты с точки зрения безопасности и надежности системы ресурсоснабжения населенных пунктов.

Думаю, не стоит особо останавливаться на том обстоятельстве, что в нашей стране долгое время снабжение городов и поселков коммунальными ресурсами (особенно это касается энергоснабжения) строилось исключительно по централизованной схеме. Парадоксально, что в условиях холодной войны, когда государство вкладывало гигантские суммы в оборонную сферу, оно параллельно создавало самые броские мишени для вероятного противника в виде огромных электростанций или гигантских плотин ГЭС. Стоило ли в таких условиях тратиться на ковровые бомбардировки, когда куда эффективнее было бы уничтожить несколько ТЭЦ с помощью высокоточного оружия или хотя бы диверсантов? Действия войск НАТО в Югославии наглядно показали, что целенаправленное уничтожение инженерной инфраструктуры и крупных генерирующих объектов автоматически вгоняет страну в «каменный век». И чем выше уровень централизации, тем проще это сделать, ибо в таких условиях у жертв атаки практически нет никакой альтернативы. Согласимся, что есть разница, когда целый регион снабжается электричеством от пяти огромных ТЭЦ или когда в его распоряжении пять сотен маленьких объектов (которые даже засечь не так-то просто). А вдобавок к этим пятистам энергоблокам - еще несколько тысяч автономных генераторов в частных домах или общественных зданиях. Такую систему десятью ракетами не накроешь.

Не будем сейчас говорить о том, почему в советское время – при постоянной заботе о гражданской обороне - государство не поощряло массового создания автономных систем жизнеобеспечения и целенаправленно проводило тотальную концентрацию ресурсов. Только в последнее время у нас заговорили, наконец, о распределенной энергетике, о комбинированной выработке тепла и электричества на небольших энергетических объектах. Однако процесс перестройки в этом секторе идет с большим трудом в силу предельной монополизации энергетического рынка.

Действия войск НАТО в Югославии наглядно показали, что целенаправленное уничтожение инженерной инфраструктуры и крупных генерирующих объектов автоматически вгоняет страну в «каменный век» Вопрос устойчивости системы ресурсонабжения наших поселений к террористическим атакам был рассмотрен на прошедшей в марте в Институте теплофизике СО РАН Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием «ЭНЕРГО - И РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ». Как отметил в своем докладе Генеральный директор ООО «ОЦР Технологии» Владислав Велицко (Москва): «Россия – не только холодная страна, но еще и мало заселенная. Поэтому угроз, связанных с повреждением инфраструктуры, в ней существенно больше, чем в любой европейской стране, которая более равномерно заселена и равномерно освоена. Поэтому а нас, условно говоря, малыми силами можно нанести более существенный ущерб, чем в других странах».

Учитывая, что энергоресурсы у нас необходимо транспортировать на большие расстояния, обостряется вопрос контроля и наблюдения за их текущим состоянием. Как мы понимаем, практически невозможно непосредственно контролировать состояние всех труб и проводов.  Поэтому, считает Вячеслав Велицко, необходимо переходить от непосредственного контроля к современным методам диагностики состояния, без необходимости просмотра линейных объектов на всей их протяженности.

По словам Вячеслава Велицко, уже был проведен анализ надежности систем подвода энергоносителей. Если за условную единицу взять газовую магистраль, то окажется, что теплоцентраль с горячей водой будет в десять раз менее надежной, чем газовая труба. А ЛЭП, в свою очередь, еще в десять раз менее надежна, чем труба с горячей водой. Отметим, что в зимнее время, если отключить систему теплоснабжения, то такой город, как Москва, полностью «замерзнет» в течение восьми часов.

«В принципе, через восемь часов после отключения тепла и электричества, если температура воздуха была на уровне минус двадцати шести градусов, там уже можно всё сносить, поскольку в стране нет таких мощностей для производства столь огромного количества труб и батарей. Происходит каскадное выпадение объектов инфраструктуры со всеми понятным последствиям», - подчеркнул Вячеслав Велицко.  

Показательно, что похожая ситуация однажды конкретно наблюдалась во Владивостоке. Поэтому подобные вещи нельзя считать исключительно гипотетическими. Катастрофа может произойти даже без всякого внешнего воздействия – достаточно только халатного отношения к управлению на местах. В принципе, в каждом крупном городе должны быть аварийные дизельные генераторы, способный (хотя бы чисто теоретически) спасти город от тотального блэкаута в случае опасности. Но, по некоторым сведением, от этого «дизельного» хозяйства к настоящему времени уже мало что осталось (не говоря уже о том, что дизель-генераторы способны «сожрать» весь запас топлива в течение шести часов, и что надо делать потом, никому не известно).

Как, в таком случае, исправить ситуацию? Один из вариантов – это создание систем и технических решений, адаптированных к условиям конкретных регионов. Речь, в данном случае, идет о схеме, предполагающей замыкание энергетических потоков в рамках районов, муниципалитетов и отдельных населенных пунктов. Так создается система с многократным дублированием. Безопасность, пояснил Вячеслав Велицко, обеспечивается здесь не за счет того, что у вас лежит десять проводов, а как раз за счет того, что система является замкнутой: «Поэтому, в случае необходимости, один ресурс может быть заменен другим», - отметил он. Кроме того, такая система благоприятно сказывается и на экологической обстановке, поскольку если в поселении создается замкнутый цикл ресурсоснабжения, то количество отходов снижается, снижается также нагрузка на канализацию и на прокачку канализационных стоков. Поэтому появляется возможность дополнительно использовать выпадающие мощности.

Пока еще многие из нас стараются не думать о техногенных катастрофах. Однако нужно учесть, что специалисты о таких вещах задумываются всерьез. Как заметил один из участников конференции: «Здесь озвучили то, что лет двадцать назад послужило для меня основанием для того, чтобы начать строительство собственного дома». Пока что часть наших граждан избирает именно такой подход к безопасности, поскольку последствия советской гигантомании изживаются в стране очень медленно. И до политиков, похоже, столь простые истины дойдут в последнюю очередь.

Олег Носков