Энергетическая «дивергенция»

«Динозавры стремятся к эволюции» - примерно так можно охарактеризовать новые стратегии крупных нефтегазовых компаний, пытающихся идти в ногу со временем. Поспешные прогнозы насчет того, будто производителей нефти и газа ждет неминуемый крах ввиду запланированной декарбонизации промышленности, не приняли во внимание, насколько гибким может оказаться современный бизнес. Наглядный пример такого встраивания в «зеленый» тренд лучше всего демонстрирует британский нефтегазовый концерн BP, представивший в начале августа стратегию своего развития на ближайшее десятилетие.

Как отмечается в пресс-релизе, компания стремится переосмыслить свое место на энергетическом рынке и полностью «переформатировать» себя под новые цели. В итоге должно произойти радикальное обновление концерна, подобное новому рождению. Основной посыл: на месте прежней транснациональной компании, ориентированной на добычу природных ресурсов, должна возникнуть новая интегрированная энергетическая компания, ориентированная на предоставление клиентам различных решений в сфере энергетики.

Подчеркну важность данного посыла, поскольку он имеет отношение и к проблемам нашей страны. Дело в том, что энергетический рынок в настоящее время стремительно диверсифицируется, и запросы клиентов часто меняются. В новых условиях слишком рискованно и неперспективно просто тупо «качать нефть», поскольку ценность данного продукта не абсолютна (как до сих пор принято считать в нашей стране). Однажды может настать момент, когда «черное золото» перестанет быть «золотом». И, судя по всему, в руководстве BP хорошо это осознают и потому готовятся к переменам уже сейчас. Это, на мой взгляд, свидетельствует о глубине понимания происходящих глобальных процессов. Меняется не просто ситуация в мировой экономике – меняется САМА ЦИВИЛИЗАЦИЯ, меняется технологический уклад. От ресурсозатратной индустриальной эпохи человечество вступает в постиндустриальную эпоху, где во главу угла будет поставлено ресурсосбережение.

Поэтому время, когда в порядке вещей было доминирование какого-то одного источника энергии, уходит в прошлое. Мы стоим на пороге масштабной диверсификации источников энергии и их рассредоточения в пространстве. Это означает, что прежним нефтегазовым гигантам, изначально нацеленным на банальное извлечение каких-то определенных энергоресурсов, придется учитывать указанное разнообразие и каким-то образом под него подстраиваться. Отсюда происходит логически неизбежное перерождение, когда главным преимуществом становится способность удовлетворять потребности клиентов в различных видах энергии.

О процессах трансформации нефтяных гигантов в «гигантов энергетики» заявлялось и ранее. Речь, по большому счету, идет о набирающей силу тенденции, и в этом случае вряд ли можно говорить о каком-то модном поветрии, лишенном-де здравого смысла (примерно так пытаются у нас интерпретировать складывающуюся ситуацию). Новая стратегия того же концерна BP выстраивается не на постулатах ныне проповедуемого «экологического мышления», а на анализе рыночных перспектив. Скажем, солидные вложения этой компании в возобновляемую энергетику продиктованы не отвлеченными гуманитарными задачами (о чем обычно любят рассуждать политики и ученые), а попыткой закрепиться на динамично растущих рынках. Говоря по-простому, деньги закономерно перетекают в те сектора, которые обещают наибольшую материальную отдачу. Идеология здесь совсем не при чем.

Как следует из доклада, в 2030 году компания BP намерена десятикратно увеличить инвестиции в низкоуглеродные технологии. Параллельно на 35-40% процентов должны сократиться выбросы углерода при добыче нефти и газа. К тому же периоду более чем на 15 процентов будет снижена углеродоемкость продукции, реализуемой компанией. И что самое примечательное - отказ от разведки месторождений в других странах. То есть компания будет увеличивать «чистые» активы (то есть объекты возобновляемой энергетики), параллельно избавляясь от «грязных» активов. 

Согласно приведенным данным, ежегодные инвестиции в низкоуглеродные технологии окажутся на уровне 5 миллиардов долларов. Благодаря этим вложениям будет создан комплексный портфель таких технологий. Сюда войдут возобновляемые источники энергии (солнце, ветер), биотопливо, производство водорода, а также технологии хранения и утилизации углерода. К 2030 году BP планирует создать порядка 50 ГВт «чистой энергии», что станет в двадцать раз (!) больше, чем было установлено в прошлом году.  За тот же период добыча углеводородного топлива должна сократиться как минимум на один миллион баррелей в день, что на 40% ниже уровня 2019 года.

В руководстве компании прекрасно осознают набирающие силу тенденции: рынки энергоносителей в корне меняются, все более и более смещаясь в сторону низкоуглеродных технологий. Об этом заявляется прямо и недвусмысленно. Однако, несмотря на столь серьезные перемены, накопленный опыт и навыки – считают представители руководства – помогут выиграть в конкурентной борьбе и оправдать доверие со стороны клиентов и инвесторов.

Напомним, что концерн BP имеет более чем столетнюю историю. В этом смысле его деятельность на поприще добычи углеводородов можно смело объявить «традицией». Тем не менее, теперь это «традицию» без лишних сантиментов сдают в утиль. По большому счету, она не дает руководству компании повода жить своей славной историей и на этом основании противиться переменам, объявляя их надуманными.

Как правило, верность «традициям» и апелляции к «славной истории» привычно используют в нашей стране в качестве весомого аргумента против серьезных перемен. Скажем, если «Газпром» объявлен нашим «национальным достоянием», то наращивание добычи газа будут преподносить так, будто речь идет о священнодействии, которое нужно тщательно воспроизводить из десятилетия в десятилетие. Столь навязчивая ритуализация сложившихся хозяйственных практик является для нас серьезной помехой в деле модернизации. Показательно, что такому положению вещей в немалой степени способствуют некоторые известные представители академической науки. Так, каждый год на проходящих в Новосибирске технологических форумах всплывает пафосная тема освоения новых северных месторождений. Инициаторы подобных проектов много лет стучатся в самые высокие начальственные кабинеты (вплоть до Президента страны), обещая нашим руководителям немыслимые объемы нефти и газа в случае освоения далеких холодных краев. Такая невероятная настойчивость, совершенно никак не ослабевающая на фоне современных глобальных тенденций, не может не изумлять. Мир меняется, но сознание некоторых заслуженных ученых, похоже, так и осталось в прошлом.

Николай Нестеров