«Экстремальный» квадрокоптер

Прошедший в Новосибирске 16-17 февраля Форум «Кооперация науки и производства» оказался насыщенным не только свободными дискуссиями, но и демонстрацией перспективных разработок. Одну такую разработку, крайне актуальную для нашей страны, представил генеральный директор ООО «Моторостроительная компания ЗК-Мотор» Игорь Ким. По сути, разработчик огласил проект-драйвер, способный радикально поменять наши представления о решении проблем транспортировки грузов в отдаленных уголках страны, до которых не дотянулись железные дороги (возможно, не дотянутся никогда).

По словам Игоря Кима, работа над проектом осуществляется совместно с Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН и с Новосибирским государственным техническим университетом (НГТУ). Сотрудничество началось где-то с 2013 года, и в настоящее время уже получены соответствующие патенты. Промышленного образца, честно признался Игорь Ким, пока что нет. Однако разработка утверждена научно-техническим советом ИТПМ СО РАН.

То есть дело не ограничивается озвучиванием красивой идеи. Отдельные элементы этого футуристического летательного аппарата уже опробованы в материале. Так, подъемный модуль уже продувается в аэродинамической трубе Института. Параллельно полным ходом идут работы над авиационным двигателем, который должен быть не только легким, компактным и мощным, но также и надежным. Особенно если учесть, что машина будет использоваться в очень суровых условиях.

А теперь о самой чудо-машине. Сегодня любой из нас знает, что такое квадрокоптер. В наше время эту летающую «жужжалку» с электромоторчиками может запустить в воздух даже школьник. Недавно в каком-то флэш-мобе, организованном школьниками, приняло участие сразу несколько десятков таких «жужжалок». Представленная Игорем Кимом летающая платформа – это, в принципе, тот же квадрокоптер, только куда более масштабный по размерам. И вместо электромоторчиков он буде оснащен двухтактными авиационными двигателями внутреннего сгорания, выполненными из алюминия. Вообще, именно алюминий должен стать здесь основным материалом, а не новомодный пластик. Из алюминия будет выполнен и подъемный модуль. Как пояснил Игорь Ким, этот материал лучше всего подходит для севера, поскольку не требует каких-то особых условий хранения и не подвержен влиянию низких температур. На одной такой платформе разработчики планируют установить сразу восемь движков – по два на каждый винт. Грузоподъемность машины должна составить не менее двух тонн. Управление машиной, скорее всего, будет осуществляться в беспилотном режиме. В общем, «экстремальный» квадрокоптер является своего рода инновационной альтернативой обычным вертолетам.

Впрочем, этот аппарат не обязательно сразу «забрасывать» в далекие северные края. Машина, в принципе, многофункциональна. Поэтому на первых порах ее можно опробовать даже в привычных городских условиях. Например, в качестве спасательной пожарной машины во время возгорания высотных зданий. До сих пор, напоминает Игорь Ким, у нас нет надежных и удобных приспособлений для эвакуации людей с верхних этажей. Таких средств спасения нет нигде в мире. Иногда используют подъемные краны, снабженные особыми устройствами. Скажем, специальным рукавом, в который нужно запрыгнуть. Однако, как справедливо заметил докладчик, в экстремальной ситуации не каждый человек отважится воспользоваться такой страховкой. Особенно если он находится в состоянии паники и стресса. Обычный вертолет, кстати, также плохо подходит для таких целей, поскольку он не в состоянии вплотную приблизиться к стене или окну здания.

Другое дело – спасение с помощью упомянутого квадрокоптера. Подобно фантастической летающей тарелке, он поднимается на нужную высоту, предоставляя напуганным людям вход в безопасную камеру в виде просторного коридора. Человеку совсем не страшно заскочить в такой тоннель, поясняет Игорь Ким. После чего машина плавно опускается вниз. Такой вот винтокрылый лифт.

То есть человеку психологически проще шагнуть в открывшийся ему коридор, чем прыгать в узкую «кишку» рукава и скользить вниз с огромной скоростью (в надежде, что внизу тебя подхватят, и ты не разобьешься). Такие же машины можно использовать и для скорой медицинской помощи, оперативно осуществляя транспортировку тяжелобольных людей на небольшие расстояния (до ста километров).  Отметим, что нынешняя санитарная авиация не готова летать на расстояния менее ста километров. В этом случае ее использование окажется роскошью. У летающих платформ таких ограничений не будет.

Еще одна возможная сфера применения летающей платформы – осуществление коммерческих перевозок в беспилотном режиме. Надо сказать, что внешне она выглядит неказисто. Летает с низкой скоростью (примерно 60 км/час). Максимальная высота полета – до трех километров (выше подниматься нет никакого смысла). Но зато она способна выполнить ряд задач намного лучше, чем обычный грузовой автомобиль, поскольку ей не страшны ни пробки, ни бездорожье.

Таким образом, спрос на летающую платформу не ограничивается условиями Крайнего Севера. Тем не менее, разрабатываются они именно «с прицелом» на использование в северных краях. И под северные края как раз и рассчитываются основные параметры. Если глянуть на карту России, то больше половины ее территорий находятся в зоне экстремальных климатических условий. Но, несмотря на эти обстоятельства, мы рвемся в эти суровые края, богатые полезными ископаемыми. Понятно, что для таких мест крайне необходимо иметь легкое и удобное транспортное средство, не нуждающееся ни в дорогах, ни во взлетно-посадочных полосах. Традиционно такие задачи выполняли вертолеты. Но теперь становится понятно, что они обходятся слишком дорого. Поэтому на смену им приходит беспилотный квадрокоптер, который может оказаться дешевле вертолета марки «Ми» в несколько раз.

В принципе, довести «до ума» данную модель – вопрос времени (и денег, конечно). Специалисты, к счастью, у нас есть. Есть и необходимая материально-техническая база. Намечаются и заказчики. Проблема, как всегда, упирается в нашу «правовую надстройку», несколько отстающую от поступи научно-технического прогресса. Как признался Игорь Ким, со стороны представителей «Газпрома» поступила такая реплика: допустим, вы для нас сделаете такую летающую платформу, однако на каком основании мы будем ее использовать?

Действительно, наш закон пока препятствует использованию подобных беспилотных аппаратов. Поднять в воздух две тонны – это вам не пиццу доставить. На подъем таких грузов разрешения пока нет. Разработчики, разумеется, работают на перспективу. Но браться на изменение законодательства необходимо уже сейчас. По мнению Игоря Кима, нужно добиться разрешения на беспилотную перевозку по воздуху грузов весом до 10-15 тонн. Грузоподъемность подобных машин в любом случае будет возрастать. В чем тогда смысл ее ограничивать? Даже если говорить о безопасности, то какая разница: упадет ли тебе на голову груз в полтонны или в десять тонн?

Наконец, самый важный момент: если проект удастся, то именно Новосибирск (точнее – Новосибирская область) станет обладателем данной технологии, которая станет востребованной в будущем во всем мире. Заметим, что сегодня над аналогичными машинами работают в разных странах – где удачно, где неудачно. Представьте теперь, как будет выглядеть наш регион в глазах мировой общественности, когда здесь пройдут успешные испытания такой машины. 

Николай Нестеров