Экологический ликбез

Я уже несколько раз рассказывал поучительную историю о том, как в конце «нулевых» по инициативе нескольких депутатов Городского совета Новосибирска в нашей области пытались создать демонстрационную площадку для трех канадских деревянно-каркасных домов. Согласно задумке, наши граждане должны были своими глазами увидеть, что представляет собой современное малоэтажное жилище (именно современное). Канадская сторона охотно согласилась поучаствовать в проекте, и даже получила на это дело некоторую сумму от своего правительства (да, в Канаде так можно). Однако проект не состоялся, поскольку, как объяснил ситуацию один чиновник, в Новосибирской области есть проблемы со свободными земельными участками. То есть земли под эти домики не нашлось.

Впрочем, речь сейчас идет не о бюрократических закорючках. Больше всего меня поразила тогда реакция местных СМИ на эту инициативу. В одной популярной газете вышла саркастическая заметка, проиллюстрированная карикатурной картинкой. По мысли редакции, сибирякам предлагалось переселиться в «щитовые сараи». Примерно так был воспринят канадский дом нашими «властителями дум». В принципе, с тех пор мало что поменялось, и по сей день в сознании многих россиян канадские дома устойчиво ассоциируются с сараями.

В чем здесь казус? А казус в том, что ухмыляющемуся россиянину даже не приходит в голову, что этот канадский «сарай» оборудован по последнему слову техники, что он рассчитан инженерами, проектировщиками и технологами до мелочей. Нам такая тщательность даже не снилась, а некоторые образцы оборудования, входящие в СТАНДАРТНУЮ КОМПЛЕКТАЦИЮ канадских домов, многие из нас видели только на картинках. К сожалению, «хорошим» домом у нас до сих пор признается БОЛЬШОЙ дом – в два-три уровня, желательно из кирпича. Да еще с эркером, лепниной и прочими «завитушками». Это у нас – на первом месте. А всякое мудреное оборудование, призванное повысить энергоэффективность жилища, в расчет принимается в последнюю очередь. Для канадца же такое отношение к домостроению явственно отдает архаикой. Но мы до сих пор проявляем непреклонность в этих вопросах и наивно считаем свои запросы «современными».

Все наши проблемы вытекают как раз из того, что ментально мы все еще продолжаем обустраивать свою жизнь так, будто XIX век для нас не закончился. При этом мир не стоит на месте. Задачи энергосбережения, решаемые теми же канадскими проектировщиками и технологами – лишь пролог к новому, более прогрессивному укладу, где во главу угла будут поставлены вопросы экологии. Речь уже идет не просто о сбережении ресурсов. Мы движемся в эпоху безотходных и природоподобных технологий, когда качественно преобразится сама хозяйственная деятельность человека: вместо уничтожения природы начнется ее восстановление. Причем, без потери качества жизни и без всякого массового вымирания людей. Но для этого необходимо добиться того, чтобы кардинально поменялось восприятие действительности со стороны подрастающих поколений.

К сожалению, наши школы традиционно обходят стороной эти темы. Ученики не получают на этот счет ни теории, ни практики. Они не видят перед собой каких-то наглядных примеров. Отсюда следует, что в стране крайне важно уже сейчас должным образом налаживать экологическое воспитание, давая с детства необходимую сумму базовых знаний. Причем желательно, чтобы это происходило не абстрактно, а именно наглядно. Например, слово «экодом» сейчас у нас достаточно распространено, но только, скажем так, в теории. Увидеть подобное жилище в нашей стране практически так же трудно, как и настоящий канадский дом. Поэтому и живем мы по-старому, и старый, отживающий подход к жизни все еще воспроизводится молодым поколением.

Как раз сейчас этот пробел пытаются заполнить сибирские ученые и технические специалисты, объединенные недавно во Всероссийскую ассоциацию экспертов по экотехнологиям, альтернативной энергетике и экологическому домостроению. Как мы уже неоднократно писали, наши специалисты активно участвуют в работе по защите Байкала от органических стоков, образующихся на острове Ольхон из-за сезонного наплыва туристов. С их стороны, напомню, были предложены технологии замкнутого цикла, превращающие обычное жилище в полноценный экодом.

Еще раз отметим, что массовое применение передовых технологий возможно только в условиях торжества экологического сознания. Ведь речь идет о жизненных приоритетах, и новый технологический уклад вряд ли войдет в нашу жизнь, если в общественном сознании не восторжествуют соответствующие ценности. Когда, например, для человека станет неприемлемой сама мысль о том, что отходы можно просто так сваливать в окружающую среду (как это происходит сейчас во многих местах нашей необъятной страны). Когда расточительное отношение к ресурсам будет считаться пережитком. Когда игнорирование возобновляемых источников энергии (например, солнца) люди начнут рассматривать как глупость и признак невежества.

Иными словами, переход к новому укладу – это не только техническая задача. Это задача социокультурная и педагогическая. Люди не только приобщаются к каким-то специальным инженерным устройствам – они кардинально меняют свое отношение к жизни и к природе.

Как неоднократно отмечал сотрудник Института теплофизики СО РАН, член рабочей группы СО РАН по проблемам озера Байкал Игорь Огородников, в Иркутской области молодое поколение обнаруживает куда больший интерес к экологическим инновациям, чем взрослые. Соответственно, работа в этом направлении с молодежью, со школьниками становится сейчас реальным вкладом в построение нашего технологически продвинутого будущего. А для этого нужны как специальные программы обучения, так и соответствующие им технические средства.

Не так давно в Иркутской области нашим специалистам выделено небольшое здание старой библиотеки под создание «Дома-учебника». По словам Игоря Огородникова, для проведения занятий со школьниками этот домик можно оснастить всем необходимым оборудованиям, чтобы наглядно показать, как в домах будущего будет организован весь жизненный цикл (включая энергосбережение и утилизацию отходов). По сути дела, «Дом-учебник» рассматривается как модель экодома в «натуральную величину», который несложно разместить во дворе каждой российской школы. Благодаря таким наглядным «пособиям» ученики смогут лучше понять, как в процессе своей жизнедеятельности оставлять положительный экологический след, усвоив основные природные закономерности. Уже сейчас готов целый образовательный курс, который поможет существенно повысить экологическую грамотность молодого поколения (без чего, еще раз заметим, нам никогда не выйти на уровень нового технологического уклада). В настоящее время в рамках упомянутой Ассоциации готовится соответствующая программа, адресованная высоким государственным инстанциям. Есть надежда на то, что данная программа будет официально включена в повестку современной молодежной политики.

Отметим, что в ходе работы по защите Байкала у наших ученых появились реальные сторонники из числа местных гражданских активистов, занимающихся реализацией образовательных проектов. Самое важное, что в этом году в Иркутске по ЧАСТНОМУ ЗАКАЗУ был построен небольшой экодом, оснащенный всем необходимым энергосберегающим оборудованием и системой замкнутого цикла. Фактически, у нас уже есть готовая бригада, способная возводить такие объекты. Конечно, в США подобные дома (о чем мы уже писали) начинают строить десятками (если не сотнями). Но и в России, как видим, процесс также пошел, хоть и со своей спецификой. То есть интерес к экологическому домостроению в любом случае растет.

И напоследок еще раз напомним о том, что упомянутый «Дом-учебник» изначально планировалось построить на территории Новосибирского Академгородка. История хождений по коридорам мэрии и обладминистрации - очень длинная. Экологическое домостроение – тема весьма специфическая, поскольку находится на пересечении различных дисциплин. Здесь – и строительство, и архитектура, и теплофизика, и химия, и немного микробиологии. Прежде всего, конечно же, речь идет о строительстве и архитектуре. Но, к сожалению, многим до сих пор не понятно, к чему сюда включать «довесок» из остальных наук. К счастью, работа над темой спасения Байкала от органических стоков позволила нашим специалистам выйти на свою целевую аудиторию как раз на территории Иркутской области. Таким образом, тема экологического домостроения нашла свое понимание прежде всего там, где она оказалась наиболее актуальной.

Как стало известно, в режиме онлайн уже проведено несколько лекций. Впоследствии, объяснил Игорь Огородников, слушателям будут выдаваться небольшие практические задания для лучшего усвоения материала. Разумеется, аудитория не ограничивается каким-то отдельным регионом. Расчет делается на всю страну. Авторы этого проекта надеются на то, что им удастся привлечь к этой теме достаточно большое количество активных граждан, стремящихся жить по-новому. А такие люди есть и в Новосибирске, в том числе – и в Академгородке, уверяет Игорь Огородников.

Олег Носков