Со слов дочери Юрия Борисовича Румера, Татьяны Юрьевны, несмотря на все невзгоды и горести, которые в то тяжелое время не обошли стороной никого, Юрий Борисович был очень добродушным и жизнерадостным человеком. Он с уважением относился к окружающим людям, а к самому себе – с неизменной иронией и юмором. Человек, безусловно, огромного таланта, Ю. Б. Румер не считал себя гениальным физиком, никогда не зазнавался личными или карьерными достижениями, хотя и те, и другие, безусловно, стоят отдельного упоминания.
После окончания Московского государственного университета несколько лет Румер провел в Германии, в городе Гёттинген, где тогда располагались математические и физические научные школы мирового масштаба. «Со всей самонадеянностью молодости», как сообщила Татьяна Юрьевна, Румер отправился прямиком к Максу Борну, главе гёттингенской школы теоретической физики. Надо сказать, что немецкий ученый моментально увидел потенциал в нашем соотечественнике. Спустя некоторое время после знакомства с Румером Борн напишет о своем ученике Эйнштейну: «Недавно здесь появился молодой русский с шестимерной теорией относительности... Копию этой работы я посылаю тебе и убедительно прошу прочесть и оценить ее. Молодого человека зовут Румером... Он знает всю литературу по математике, начиная с Римановой геометрии до самых последних публикаций, и мог бы быть идеальным ассистентом для тебя. У него приятная внешность и он производит впечатление весьма образованного человека». На основе рекомендации Борна и собственных изысканий Эйнштейн пригласил Румера к себе в лабораторию на должность ассистента, однако, к счастью или к сожалению, сотрудничество не состоялось. Причиной этому называют несовпадение взглядов ученых: Эйнштейн был всецело поглощен единой теорией поля, а Румеру данные идеи не казались интересными, так как последний активно занимался квантовой физикой и развивал именно это направление науки.
Благодаря своей научной деятельности в Германии, сразу после возвращения в Москву Ю. Б. Румер становится доцентом кафедры теоретической физики МГУ, а буквально через пару месяцев – уже профессором.
Однако спокойная жизнь продолжалась недолго: в 1938 его арестовывают за пособничество врагу народа Л. Д. Ландау. Стараниями других знаменитых ученых Нильса Бора и Петра Леонидовича Капицы Ландау всё-таки отпускают на свободу. Румер же останется в изгнании на 15 лет, скитаясь от одного лагеря к другому.
«Однажды я спросила у отца, не чувствовал ли он хотя бы мизерной доли зависти или обиды, когда Ландау выпустили, а он остался арестованным. Юрий Борисович посмотрел на меня, почти как на безумную, и сказал, что день, когда освободили Льва Ландау, был одним из счастливейших дней в жизни, ведь тогда спасли его настоящего друга», – прокомментировала Татьяна Юрьевна.
В конце 1954 года дело Ю. Б. Румера закрыли, согласно традиционной тогда формулировке «ввиду вновь открывшихся обстоятельств». Приблизительно с этого момента начинается так называемый новосибирский период жизни ученого. Долгое время Юрий Борисович преподавал в НГПУ и НГУ, а в 1957 был назначен директором Института радиофизики и электроники, который являлся первым физическим институтом в Академгородке.
«Юрий Борисович очень любил своих учеников, и они в свою очередь его тоже очень ценили. Каждый раз, рассказывая о ком-нибудь из студентов, отец искренне и с восхищением расписывал молодого ученого и его идеи, при этом природная скромность не позволяла ему ставить себя не то, что выше, даже на один уровень с молодым поколением».
Естественно, как и все талантливые люди, Юрий Борисович занимался не одной только физикой. Он интересовался молекулярной биологией, химией и, что, наверное, может показаться немного странным, поэзией. Ю. Б. Румер писал шуточные пародии на стихотворения Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Маяковского и др. Совремнники вспоминали, что когда Маяковский прочел балладу о твороге, написанную Румером, он сказал: « Как, а разве это не я сочинил?»
Хотелось бы еще отметить колоссальный труд, проделанный создателями книги «Юрий Борисович Румер. Физика, ХХ век». Татьяна Юрьевна Румер-Михайлова и историк Ирина Александровна Крайнева собрали массу уникальных материалов: закрытые архивные документы, касающиеся Ю. Б. Румера, переписку с друзьями и коллегами, воспоминания современников. Особое внимание в книге уделено личности этого выдающегося ученого и замечательного человека, что представляет интерес для читателей, не так сильно увлекающихся научными достижениями Юрия Борисовича.
Как сообщили организаторы презентации, в скором времени книга о Ю. Б. Румере будет выложена на сайте Открытого архива СО РАН. С материалами, не вошедшими в издание, можно будет ознакомиться также в Открытом архиве. Кроме того, в процессе работы возникла еще одна идея: отдельно опубликовать все воспоминания и документы, связанные с Юрием Борисовичем.
Маргарита Артёменко
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии