Достойное украшение сибирских городов

Не стоит, наверное, доказывать, что деревья и кустарники, украшающие улицы наших городов и поселков, совершенно по-разному влияют на наши эмоции. К сожалению, предельно «рациональная» советская практика озеленения привела к безраздельному господству тополей и кленов, примелькавшихся уже до тошноты и создающих невыносимо скучный пейзаж. Не удивительно, что когда муниципалы начинают нещадную рубку опостылевших унылых деревьев, население не выходит с протестами. Тот же тополь так приелся, что воспринимается чуть ли не как огромный городской сорняк, каждое лето душащий нас своим надоедливым пухом.

Казалось бы, у нас, в Сибири, здесь особо выбирать не приходится. Климат, понимаете ли. Тем не менее, иной раз встречаются буквально светлые проблески, когда вместо тополей и кленов на наших глазах появляется что-то более красивое. Всё это в полной мере относится к черемухе, издавна каждую весну радующей жителей сибирских поселений своим цветами и благоуханием. Почему бы, спрашивается, не сделать это растение привычным? Разве есть к тому какие-то препятствия?

Как подчеркивает сотрудник ЦСБС СО РАН Владимир Симагин, черемуха является одним из немногих растений, естественным образом произрастающих на территории Сибири. Иными словами, сибирский климат ей не преграда, а эстетические достоинства вряд ли кто-то будет оспаривать.

Как показали исследования, помимо нашего местного вида – черемухи обыкновенной – суровые сибирские зимы удовлетворительно переносит черемуха виргинская из Северной Америки. Поэтому для выведения новых сортов сибирской черемухи стали использовать оба вида. Причем, не только в декоративных целях.

Первоначально, говорит Владимир Симагин, селекционная работа велась в целях выведения высокопродуктивных пищевых сортов с относительно крупными и вкусными плодами. И здесь американская гостья оказалась весьма полезной. Дело в том, что местная черемуха зацветает рано, и это рассматривается как ее недостаток, поскольку цветение часто совпадает с похолоданием и возвратными заморозками. Данное обстоятельство, как мы понимаем, отрицательно сказывается на плодоношении. Черемуха виргинская зацветает позже дней на 10-15.  Цветение гибридов, в свою очередь, попадает в промежуточные сроки, что для сибирских условий далеко не мелочь.

Как показали исследования, помимо нашего местного вида – черемухи обыкновенной – суровые сибирские зимы удовлетворительно переносит черемуха виргинская из Северной Америки По словам Владимира Симагина, гибридизация с поздноцветущей черемухой виргинской проходит без особых проблем. Большая часть полученных растений уже в первом поколении достаточно плодовита, высокоурожайна, к тому же они легко размножаются вегетативно и по зимостойкости почти не отличаются от местного вида. Во втором и последующем поколении, а также при возвратных скрещиваниях с родительскими видами, в потомстве наблюдается значительное разнообразие, что позволяет сибирским селекционерам получать новые, оригинальные сочетания желательных признаков и улучшать важные для культивирования свойства.

Сегодня, уточняет Владимир Симагин, зарегистрировано девять пищевых сортов. Кроме них есть еще межвидовые гидриды первого и второго поколений. Наличие в коллекции новых генетических источников (черемуха кистевая Крупная от Бондарева и отборные образцы черемухи виргинской) позволило заметно увеличить массу плода и получить много гибридов со средней массой плода до полутора грамм (по размеру это соответствует плоду рябины).

Кроме того, как заметил Владимир Симагин, есть селекционные образцы, плоды которых не имеют типичного черемухового привкуса, и их можно есть вместо конфет.

Нет сомнений, что указанные признаки новых сортов и гибридных форм черемухи воодушевят немалую часть сибирских дачников. Иметь на своем участке такое растение очень даже желательно. Правда, дело стопорится некоторыми формальностями, связанными с вопросами сортоиспытания, что мешает довести новые селекционные образцы до заслуживающего их состояния. Однако будем надеяться, что проблему удастся решить, и новые крупноплодные сорта займут в наших садах достойное место. В конце концов, сибирские садоводы освоили выращивание вишни и сливы, и крупноплодная черемуха вполне может стать неким «ягодным резервом» на случай очень суровой зимы (кстати, англичане называют черемуху «птичьей вишней»). Как утверждает Владимир Симагин, у черемухи отмечается только один неурожайный год за 20 лет жизни.

Что касается сортов декоративного направления, то ими должны уже сейчас заинтересоваться руководители муниципальных образований. «Мы можем давать сортовой материал для озеленения, чтобы наши населенные пункты выглядели поприличнее», – специально отметил Владимир Симагин.

Как мы знаем, пока еще черемуха используется в озеленении, так сказать, спонтанно, не организованно, главным образом – в небольших городах и поселках. И, к сожалению, озеленительные организации до сих пор не уделяют этому растению должного внимания. Основной причиной до последнего времени было отсутствие хорошо адаптированных к местным условиям высоко декоративных сортов. Однако нашим селекционерам удалось получить целую серию высокозимостойких гибридов с разнообразной силой роста и оригинальными сочетаниями различных признаков. Есть три сорта с летне-осенней краснолистностью, зарегистрированные Госкомиссией РФ. Есть сорта с розовыми цветками! Также имеется серия гибридов с оригинальными декоративными качествами. В ближайшее время они могут стать новыми сортами.

В общем, озеленительным организациям выбирать есть из чего. Посадки черемухи высоко декоративных сортов вполне могут украсить улицы наших городов. ЦСБС СО РАН, кстати, занимается законной реализацией таких растений, и, по словам Владимира Симагина, сейчас у них покупают примерно по тысяче саженцев декоративных сортов черемухи. Так что хорошая перспектива в каком-то смысле уже намечается.

Олег Носков