Денисовский человек на «крыше мира»

Без преувеличений, долгое время Денисовский человек был нашим, сибирским «достоянием». История эта хорошо известная, чтобы на ней останавливаться подробно. Как мы знаем, благодаря анализу генетического материала было установлено, что денисовец отличался как от представителей гомо сапиенс, так и от неандертальцев. Принципиально важным для нашей темы является именно то, что главную роль здесь сыграли не столько сами находки (коих очень мало), сколько генетические методы исследований. Генетика, таким образом, неожиданно «сплелась» с археологией и палеоантропологией, продемонстрировав новые возможности в деле изучения глубокого прошлого человека.

По большому счету, история изучения Денисовского человека является самым впечатляющим примером такого научного сотрудничества, когда усилия гуманитариев объединяются с компетенциями биологов. И надо сказать, что как раз сибирские ученые внесли в развитие этого направления свой посильный вклад, важный для развития мировой науки. Не удивительно, что о Денисовском человеке знают теперь во всем мире. Поэтому у нас, с одной стороны, появляется повод для гордости, поскольку именно нашим археологам принадлежит столь важная находка, и сам денисовец воспринимается нами чуть ли не как «коренной сибиряк». Однако пристальное внимание мировой науки к денисовцу в конце концов привело к тому, что его «собратьев» стали обнаруживать далеко за пределами Сибири. И эту родственную связь, опять же, устанавливают теперь с помощью генетического анализа, позволяющего идентифицировать останки древних людей даже по незначительным фрагментам (чего невозможно добиться с помощью традиционных методов).

Действительно, вызывает искреннее изумление то обстоятельство, что отдельный вид людей был установлен с помощью таких, казалось бы, незначительных находок, как фаланга пальца, несколько зубов, кусочек черепа или обломок челюсти. И, тем не менее, несмотря на скудость материала, благодаря генетике облик Денисовского человека был в общих чертах воссоздан.

Соответственно, чтобы выявить его расселение по планете, археологам совсем не требовалось собирать огромную кучу окаменевших костей. Достаточно было небольшого фрагмента, содержащего генетический материал, чтобы установить былые места пребывания этих наших «родственников». Кстати, родственные связи упоминаются совсем не как метафора. Выяснилось, что в геноме некоторых современных народов присутствуют «денисовские» гены. Например, у меланезийцев, папуасов и тибетцев. Отсюда делается вывод, что в давние времена денисовцы блуждали чуть ли не по всему свету. А значит, отнести их к «коренным сибирякам» можно лишь с большой натяжкой. Новые находки, в самом деле, подтверждают, что Денисовский человек совсем не был «уроженцем» Сибири.

Пример с тибетцами в этом плане показателен. В самом начале мая 2019 года в журнале Nature вышла публикация, посвященная анализу фрагмента нижней челюсти, найденного в одной из тибетских пещер. Находка была сделана буддийским монахом еще в 1980 году. Судя по всему, чуть позже она подвигла китайских археологов к изучению окрестностей этой пещеры в поисках стоянок древних людей. Что касается упомянутого фрагмента, то его изучением занималась внушительная международная группа ученых. Как указывается в данной публикации, возраст находки составляет 160 тысяч лет! В настоящее время она рассматривается как ПРЯМОЕ ДКАЗАТЕЛЬСТВО присутствия Денисовского человека за пределами Горного Алтая. По словам исследователей, полученные ими результаты показывают, что эти древнейшие люди заселили Тибетское плато в эпоху среднего плейстоцена, сумев успешно адаптироваться к условиям высокогорной местности. Произошло это событие задолго до прихода в эти горные районы современных представителей гомо сапиенс.

Таким образом, Тибетское плато пытается теперь «украсть» славу у Денисовой пещеры. В зарубежных публикациях способность жить в разреженном воздухе высокогорий рассматривается в качестве важнейшей характеристики Денисовского человека. Мало того, высказывается мнение, будто бы это качество унаследовали современные тибетцы – один из немногих народов, проживающих на «крыше мира» (именно так иногда образно называют горную цепь Гималаев). Как прямо отмечается в недавней публикации в  ScienceNews, попавшие на Тибет первые представители гомо сапиенс могли с выгодой для своего рода использовать половые контакты с аборигенами-денисовцами, получая от них полезные гены, необходимые для выживания потомков в таких условиях. Современные тибетцы, как было сказано, несут в себе «денисовские» гены, хотя надо понимать, что утверждения насчет половых контактов с представителями иного вида являются, конечно же, чисто гипотетическими.

Тем не менее, «тибетское направление» исследований получило в 2020 году важное продолжение. Напомним, что все предыдущие исследования основывались на анализе окаменевших фрагментов скелета. Причем, как мы заметили, количество этих фрагментов крайне невелико. Прошлогоднее открытие вообще было сделано на изучении белковой структуры найденной ранее окаменевшей челюсти. Однако в этом году команда китайских археологов – в поисках БОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫХ  доказательств присутствия в этих местах Денисовского человека - решила копнуть глубже, капнуть в буквальном смысле слова. Ученые стали исследовать пещерные отложения, откуда ими и была получена митохондриальная ДНК. Как утверждают сами исследователи, это – первые образцы «денисовской» ДНК, обнаруженные за пределами территории Сибири.

Результаты показывают, что денисовцы укрывались в исследуемых тибетских пещерах во временном интервале от 100 тысяч до 60 тысяч лет назад. Что характерно, более поздние отложения с возрастом 30 – 50 тысяч лет также содержат митохондриальную «денисовскую» ДНК. Отсюда следует, что денисовцы проживали там еще 40 тысяч лет назад, то есть к моменту прихода в Азию представителей современных людей. Так что их встреча вполне могла иметь место, а равно и тесные контакты.

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что расстояние от Тибетского плато до Денисовой пещеры составляет порядка 2800 километров, мы можем смело утверждать, что денисовские популяции были достаточно широко распространены на территории Восточной Евразии. Впрочем, исследования еще не закончены. Теперь группе археологов предстоит найти в отложениях той же пещеры ядерную «денисовскую» ДНК. Несмотря на сенсационный характер новейших находок, специалисты по палеогенетике признают, что пока что генетические данные по денисовским популяциям остаются довольно скудными. В то же время — это обстоятельство является очень хорошим стимулом для продолжения исследований.

Николай Нестеров