Демонстрационная площадка как несбывшаяся мечта

Тема демонстрационной площадки активно обсуждалась год назад в одном из департаментов мэрии Новосибирска. Суть предложений заключалась в следующем: показывать инновационные разработки институтов СО РАН, пригодные для коммерциализации и использования в городском хозяйстве. Во главу угла ставились вопросы энергетики, энергосбережения и экологии.

Естественно, идеальным местом для такой площадки мыслилась территория Академгородка. Ее создание четко увязывалось с темой «Продолжение дела академика М.А. Лаврентьева». И в перспективе, согласно исходному замыслу, весь Академгородок должен был стать для Новосибирска и Новосибирской области своего рода локомотивом инновационного развития. Разработки ученых (опять же по замыслу) в форме пилотных проектов проходят апробацию практически на месте их непосредственной работы. Академгородок превращается в некий центр «технологического» туризма и в результате получает второе дыхание для очередного роста. Соответственно, благодаря Научному центру сам Новосибирск получает надежные источники технологической модернизации (включая систему городского хозяйства) и заметно улучшает свой имидж в масштабе всей страны.

Скажем прямо – задумка была здравая во всех отношениях и очень актуальная. И, казалось бы, устраивала она все стороны – и руководство СО РАН, и сотрудников академических институтов, и мэрию Новосибирска, и промышленников, и частный бизнес. Никто, собственно, и не возражал. Все как один были только «за». Было даже торжественно подписано соглашение о сотрудничестве между новосибирской мэрией и СО РАН. Но вот парадокс: кроме публичных деклараций о намерениях никаких конкретных решений (имеющих практический результат) принято не было. По существу, стороны так и не сумели договориться о конкретике. И данный факт несколько озадачивает.

С тех пор прошел ровно год…  Мы могли бы и не предаваться сейчас этим воспоминаниям, если бы не одно примечательное обстоятельство, так или иначе затрагивающее вопрос Демонстрационной площадки и роли Академгородка в продвижении инновационных разработок.

Как нами уже сообщалось, специалисты Института теплофизики СО РАН провели успешное испытание спроектированного ими котла на водоугольном топливе (ВУТ). Проблема ВУТ обсуждается в нашей области уже давно. Несмотря на то, что в Западной Сибири эту тему развивали еще в 1980-х годах, впечатляющих наглядных примеров для широкой публики долгое время не было, хотя громких заявлений делалось предостаточно. На практике же всё оборачивалось разочарованием. Так, в 2011 году в Новосибирской области, в муниципальной котельной поселка Мошково, в присутствии тогдашнего губернатора Василия Юрченко был торжественно запущен один котел на ВУТ. Правда, буквально на следующий день он был остановлен. Одна демонстрация аналогичного котла в присутствии представителей комитета по энергетики новосибирской мэрии вообще закончилась провалом. Высокие гости прождали более четырех часов, но желанного огня так и не дождались (позже специалисты объяснили это тем, что была неправильно составлена водоугольная смесь).

Торжественное открытие модернизированной  котельной губернатором В.А. Юрченко Тем не менее, ученые не сдавались. В прошлом году специалисты ИТ СО РАН на свои личные деньги (!) построили экспериментальный котел мощностью 2 МВт. Первое демонстрационное испытание прошло 15  декабря прошлого года и оказалось вполне успешным. Второй запуск осуществили уже в марте. Котел проработал почти двое суток. Разумеется, после каждого испытания приходится делать какие-то доработки. Рано наступившая весна, к сожалению, не позволила осуществить еще один запуск для длительной проверки котла из-за отключения отопления в связи с резким потеплением. Поэтому дальнейшие испытания перенесли на осень. До этого времени специалисты будут заняты доработкой отдельных узлов.

В целом, как отметил директор ИТ СО РАН Сергей Алексеенко, испытания показали, что котел работоспособный, запускается всего за четыре часа, и показал себя замечательно. Причем по выбросам в атмосферу котел удовлетворяет всем нормативам. Топливом здесь является водоугольная суспензия, в состав которой входят жидкие отходы углеобогащения (кеки). Теплотворная способность ВУТ из кека – 3000 ккал/кг. Расход такого топлива – примерно 800 кг/час. Сжигание смеси происходит в вихревом режиме. Температура в камере сжигания – до 1500 град. Цельсия.

Показательным для нашей темы является то обстоятельство, что площадкой для испытаний стала не территория Академгородка, а небольшая котельная в… поселке Барзас Кемеровской области. Подчеркиваю, установку соорудили в ДРУГОМ РЕГИОНЕ.

Произошло это  после череды торжественных разговоров и заявлений о сотрудничестве мэрии Новосибирска и институтов СО РАН по продвижению инновационных разработок. В этой связи я специально напомню, что концепция Демонстрационной площадки предусматривала использование аналогичного объекта, находящегося в непосредственной близости от Института теплофизики. Речь идет о заброшенной котельной, которую разработчики давно хотят использовать для испытания новых энергетических технологий, в том числе и технологий ВУТ. Однако котельная до сих пор простаивает без дела, а разработчики едут в соседний регион в поисках испытательной площадки.

Отметим, что энтузиазм наших ученых не остался незамеченным. По словам Сергея Алексеенко, специалисты Института уже начинают заниматься проектированием таких котлов для Дальнего Востока. Темой ВУТ заинтересовалась одна частная энергетическая компания, представители которой как раз присутствовали на демонстрационном запуске 15 декабря.

С наступлением отопительного сезона планируется возобновить демонстрации, и даже проводить их в непрерывном режиме. Разработчики планируют заинтересовать не только «частников», но также представителей муниципальных и государственных структур, ответственных за энергетику. Их будут регулярно приглашать на опытную площадку, чтобы снять все сомнения относительно работоспособности подобной установки.

Что получается в сухом остатке, чем показателен данный пример? А показателен он тем, что Демонстрационная площадка, о которой так много говорили в Новосибирске, почти стихийно сформировалась в мало кому известном поселке Барзас. И заинтересованные лица будут приезжать туда из разных городов страны (включая, как было сказано, и Дальний Восток), чтобы ознакомиться с инновационной технологией. Подчеркиваю: они поедут для этого не в Академгородок, а в поселок Барзас! Волнует ли кого-то из новосибирской мэрии данное обстоятельство, волнует ли оно кого-то из руководства СО РАН, мне не известно.

Мы, конечно, можем долго и скрупулезно перечислять все камни преткновения, мешающие воплощению в нашем городе прекрасных замыслов. Я уже предвижу разговоры о разделении прав на земельную собственность, о неравенстве возможностей муниципалитета и федеральных структур. Но разве это было непонятно при подписании упомянутых соглашений? Как мне представляется, если есть искренние намерения добиться практического результата, то находятся и пути решения задачи. Нельзя ли представителям мэрии и руководству СО РАН однажды собраться в узком кругу и без всяких телекамер – просто, по-деловому – обсудить такие вопросы?

Олег Носков