Академгородок достаточно уязвим в экологическом плане

Многие из нас пребывают в уверенности, будто жизнь за чертой большого города, вдали от вредных предприятий, да еще среди леса и естественных водоемов, гарантирует более здоровые условия проживания, нежели жизнь внутри городских границ. Академгородок, вроде бы, соответствует таким условиям – шумные промышленные районы Новосибирска находятся на приличном расстоянии, вокруг – море зелени, рядышком – Обское водохранилище. На обывательский взгляд, с экологией здесь должно быть намного лучше, чем в центре города. Однако у ученых СО РАН на этот счет есть другие данные. И они не совсем утешительные.

Дело в том, что экологическая обстановка той или иной территории связана с целым рядом физических факторов и подчиняется достаточно сложной модели. Начнем с того, что на территорию самого Новосибирска проникают выбросы из других стран и регионов в радиусе нескольких тысяч километров. Как отметил заведующий лабораторией математического моделирования гидродинамических процессов в природной среде Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН Владимир Пененко, различные примеси могут попадать в атмосферу нашего города даже из стран Ближнего Востока (как раз там, где сегодня разгорается вооруженный конфликт).

Поэтому говорить о том, что экологическую ситуацию в  Новосибирске определяют только те источники загрязнения, которые находятся непосредственно в его границах, не приходится. И если сильно громыхнет «где-нибудь в Багдаде», то не стоит думать, будто жителей Западной Сибири это совсем никак не коснется.

Так, по словам Владимира Пененко, спустя три недели после аварии на Фукусиме новосибирские геофизики зафиксировали ее следы уже над нашим городом. Этот пример четко иллюстрирует, что серьезные техногенные катастрофы всегда носят планетарный характер, особенно в том случае, если вредные выбросы оказываются на большой высоте – от десяти километров и выше (именно так произошло в случае с Фукусимой).

С другой стороны, такой крупный мегаполис, как Новосибирск, постоянно «обменивается» с пригородными территориями избыточным теплом и вредными примесями. Понятно, что выбросы с городских предприятий проникают за территорию города, а с пригородных зон в город проникает пыль, которая может содержать следы минеральных удобрений, гербицидов и т.д. Кроме того, из заболоченных областей в атмосферу попадает газ метан, и из-за его присутствия там могут произойти не очень хорошие для экологии химические «превращения», чреватые появлением, например, токсичной муравьиной кислоты.

Казалось бы, большой город подвергается напастям со всех краев. Но здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. Оказывается, мегаполис обладает своей собственной невидимой защитой от некоторых вредных проникновений. В силу того, что температура воздуха  в городе выше, чем в окрестностях (за счет работы предприятий, из-за теплосетей, большого количества автомобилей и т.д.), это приводит к появлению особой циркуляции воздушных потоков, создающих для городских территорий своего рода защитный фронт. Благодаря этой циркуляции часть «заразы», идущей извне, поднимается вверх (из-за восходящего теплого воздуха) и плавно перетекает над городом.

В свою очередь, какая-то часть «заразы», создающейся в самом городе, по той же причине переносится подальше от места своего возникновения. Например, было отмечено, что выбросы от НЗХК распространяются не строго по розе ветров (чего больше всего опасаются жители близлежащих жилых кварталов), а «затягиваются» в район Оби.

Надо сказать, что Обь и Обское водохранилище в данной системе циркуляции также играют свою роль - ввиду того, что температура водной поверхности отличается от температуры суши. И как отмечают специалисты, водная гладь не самым лучшим образом отражается на экологии прибрежных территорий, поскольку притягивает к себе вредные выбросы и способствует их накоплению (обратите внимание, какой густой смог частенько образуется по утрам в районе коммунального моста).

Возможно, в силу указанных причины выбросы с ТЭЦ-5 постоянно «накрывают» Советский район, включая территорию Академгородка. В силу этих инверсионных процессов,  на которые оказывают прямое влияние Обь и Обское водохранилище, Академгородок становится уязвимым в экологическом плане. Разумеется, благодаря лесу воздух здесь может быть достаточно насыщенным кислородом.  Однако надо понимать, что в силу особой циркуляции воздушных потоков данная территория подвержена периодическому (и довольно ощутимому) притоку «заразы» со стороны промышленных районов Новосибирска, которые таким вот образом щедро «делятся» с окрестностями вредными выбросами (при этом ограждая себя, как мы поняли, защитным воздушным фронтом).

Мало того, Академгородок дополнительно принимает на себя выбросы из соседнего Бердска, подвергаясь, таким образом, неблагоприятному воздействию с двух сторон. По словам Владимира Пененко, в свое время, когда еще работал Бердский химический завод, как раз за счет упомянутого эффекта в Академгородке сложилась весьма опасная экологическая ситуация, на что обратил внимание академик Валентин Коптюг, пытаясь выяснить причину аллергические реакции у детей. Интересно, что самым неблагоприятным местом оказалась территория возле Дома ученых

Не стоит также забывать, что неблагоприятное влияние на экологию Академгородка могут оказывать оживленные автомобильные трассы. Отметим, что только благодаря ученым федеральную трассу, соединяющую Омск и Новосибирск, не стали проводить по Бердскому шоссе. В противном случае с экологией в Академгородке стало бы намного хуже. Все эти доводы были представлены властям, после чего первоначальный проект отменили и дорогу пустили по северному объезду.

Сейчас на очереди – еще одна «дорожная» проблема, связанная с восточным объездом и грозящая ухудшением экологической ситуации. Ученые, разумеется, вновь приводят свои доводы против намерений пустить трассу через территорию Академгородка. Однако теперь былой уверенности в том, что они вновь будут услышаны, у них уже нет.

 

Виктор Нечаев