Что сулят ученым поправки в Трудовой кодекс

Поправки в Трудовой кодекс, регулирующие труд научных работников, готовятся в Госдуме ко второму чтению. Если законопроект будет одобрен на всех уровнях, прием на работу в научные учреждения, проведение регулярных аттестационных процедур сотрудников и увольнение из институтов будут подчиняться подробно прописанным, единым для всей страны правилам. Об основных положениях документа рассказала на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” замминистра образования и науки Людмила Огородова.

Законом будет введен стандарт, определяющий процедуру проведения конкурса на замещение должностей научных работников. Открытый и прозрачный конкурс будет, по мнению чиновницы, защищать права научных работников. Не менее чем раз в три года каждый научный сотрудник, работающий по бессрочному контракту, будет проходить обязательную аттестацию, основанную на единых общероссийских требованиях. Это, с одной стороны, станет инструментом, позволяющим организации уволить человека, который перестал быть результативным, с другой - защитит продуктивно работающего ученого от произвола руководителей. 
Кроме того, будет введен предельный возраст для руководителей научных организаций - 65 лет, который по решению учредителя или коллегиального органа организации может быть продлен до 70. “Аналитика свидетельствует, что возраст 40% руководителей институтов сегодня превышает 65 лет, а половины из них - 70, - пояснила Л.Огородова. - Несомненно, среди них много талантливых ученых. Поэтому мы предусмотрели альтернативу: возможность остаться в институтах в качестве научного руководителя”. По мнению замминистра, у молодых людей сейчас нет возможности получить опыт руководства и организации науки и закон должен это исправить. 
Концепцию документа поддержал член президиума Центрального совета Профсоюза работников РАН Михаил Митрофанов. “Идет начальный этап долгожданных реформ, - сказал он. - Мы приветствуем принятие специальной главы Трудового кодекса, касающейся научных работников. Поддерживаем необходимость унификации труда научных работников в масштабах страны, вне зависимости от их ведомственной принадлежности”. 
“Главные сомнения касаются конкретики: периода аттестации и предельного возраста, - отметил М.Митрофанов. - Тут есть варианты, и их можно обсуждать”. Второй блок опасений профсоюза связан с подготовкой подзаконных актов. “Сейчас их содержание, возможные или предполагаемые последствия неясны, - считает М.Митрофанов. - Закон должен приниматься в пуле с этими документами”. 
“Проекты этих документов появятся в самое ближайшее время, - уверил замдиректора Департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев. - Они будут подготовлены в октябре-ноябре этого года и вынесены на обсуждение с проф­союзами и научной общественностью”. 
Свое отношение к готовящимся новациям в Трудовом кодексе высказал замдиректора по научной работе Палеонтологического института член-корреспондент РАН Алексей Лопатин. “РАН и организации ФАНО поддерживают инициативы, направленные на то, чтобы права ученых регламентировались и защищались лучшим образом, - сказал он. - Но бесповоротная и окончательная стандартизация научной работы невозможна”. 
Одна из норм, против которой возражает А.Лопатин, - периодичность аттестации. По его мнению, эту процедуру нужно проводить не каждые три года, а раз в пять лет, ведь некоторые исследования длятся довольно долго. Опасение вызывают также положения, касающиеся смены руководящего состава институтов. “Надо позволить доработать до окончания срока контрактов всем директорам, независимо от их возраста, - считает ученый. - И тогда ротация произойдет более естественным образом”. 
“Смена поколений - важный вопрос для науки, - подытожил А.Лопатин. - Но еще важнее - мотивация людей. Им не хватает ощущения стабильности. Если молодой человек придет в науку, то удастся ли ему помогать родителям, содержать свою семью и вместе с тем делать свое любимое дело? Если “Министерство будущего” создаст эту мотивацию, то мы сможем преодолеть все трудности. Но это постепенный и длительный процесс”.