Будет ли большое плавание?

На минувшей неделе под председательством президента Владимира Путина прошло совещание по вопросам развития судостроительной промышленности. Традиционно научно-технологические сюжеты заняли достойное место в дискуссии.

Основные параметры определил сам глава государства.

Судостроение как одна из наиболее инженероемких отраслей: «важна и значима стабильная, надёжная работа судостроителей для <…> развития профессионального инженерного образования».

Импортозамещение – в условиях санкций необходим пересмотр некоторых проектов, а также развертывание полноценной российской базы производства оборудования для судов. В научно-образовательном измерении это особенно важно в контексте модернизации научного флота и закладки двух новых научно-исследовательских судов неограниченного района судоходства. Строить их предполагалось по модульному типу, чтобы иметь возможность оперативно пересобирать под нужды каждой их экспедиций. Теперь ключевым вопросом является именно наполнение лабораторных блоков.

Умное импортозамещение – относительно судостроительной отрасли Владимир Путин еще раз зафиксировал главную установку по достижению технологического суверенитета:

«Всё импортозаместить невозможно, да и не нужно этого делать, но добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, по самым значимым производственным процессам и технологиям нужно. Нужно делать так, чтобы как можно больше операций по оснащению, дооборудованию, ремонту судов проводилось именно в нашей стране».

Эту формулу можно распространить практически на любую другую отрасль промышленности. 

Президент отдельно отметил «огромный потенциал научной и конструкторской школ» России. Он призвал «дать ход инициативам» российских судостроителей, чтобы они обеспечивали отрасль заказами на самые разнообразные суда, в том числе арктического класса. Именно российские верфи должны обеспечить Северный морской путь достаточным количеством кораблей.

Дополнительный геостратегический аспект связан с тем, что центр крупнотоннажного судостроения расположен на дальневосточной «Звезде». Этот комплекс лишь начинает осваивать необходимые технологии, но в условиях санкционной войны сотрудникам придется переходить на опережающие темпы импортозамещения. 

Проблема с судостроением связана и с тем, что цикл создания судна весьма продолжителен, а в условиях турбулентности российские компании не всегда готовы на такой срок замыкаться на отечественном производителе. Что, конечно, объяснимо с точки зрения бизнес-процессов, но однозначно не слишком патриотично.

Вице-премьер и министр промышленности Денис Мантуров доложил, что в целом загрузка судостроительных предприятий высокая. Та же «Звезда» уже спустила первые крупные корабли, активно занимается строительством судов для СМП.

В качестве системного решения Денис Мантуров предложил запустить «типовой набор судов разного назначения с максимальным использованием отечественного оборудования».

И Денис Манутров, и гендиректор Росатома Алексей Лихачев подтвердили – самым импортонезависимым является ледокольный сегмент. Он же критически значим для коммерческого использования СМП. Как раз в этих вопросах идет жесткая конкуренция двух макрорегионов России – Балтики и Приморья. Алексей Лихачев представил совместный с ОСК проект запуска новой очереди Балтийского завода. Именно его предполагается «нагрузить» постройкой ледоколов. С другой стороны, определенные объемы все операторы должны отдавать на «Звезду». В частности, именно там создается флагманская линейка ледокола «Лидер». 

Широко растиражированная дискуссия Владимира Путина и гендиректора ОСК Алексея Рахманова об интересах Родины и финансовой дисциплине точно не стала главной темой совещания. Был зафиксирован переход отечественного судостроения на новый этап развития – от модели «набрать хоть каких-то контрактов» идет переход к более системному планированию.